Сколько стоит CRM-система: разработка и внедрение

Сколько стоит CRM-система

Стоимость самого ПО CRM и стоимость его внедрения это два разных числа, сумма которых в принципе и является той ценой, которую нужно заплатить в конечном итоге. Разберемся, что может входить в расходы и какие критерии необходимо учитывать при определении ценности рассматриваемого продукта.

Разработка или покупка готового решения

Решив использовать в своей работе CRM-систему, сразу же возникает вопрос: что выгоднее – покупка готового решения или же индивидуальная разработка программного продукта? Для крупных компаний лучше всего заказывать разработку собственного продукта «под ключ». Как правило, в таких организациях уже полностью отлажены все бизнес-процессы, что позволит четко сформулировать требования и добиться конкретного результата. Также подойдет собственная разработка тем предприятиям, бизнес-процессы в которых довольно специфические, и базовые решения не будут соответствовать требуемому функционалу. Однако следует понимать, что это дорогое удовольствие и будет стоить от 80 000 до 2 миллионов рублей и более.

Для малого и среднего бизнеса нет смысла тратить деньги на разработку собственного продукта. Можно обратить внимание на уже существующие унифицированные решения, стоимость которых также будет зависеть от различных факторов. Есть как бесплатные продукты, например, интеграция CRM с IP-телефонией от 1ATS, так и те, за которые плату придется вносить ежемесячно, а также так называемые «коробочные» решения, подразумевающие фиксированные затраты за готовые продукты.

Далее более подробно рассмотрим из чего складывается цена на разработку и внедрение различных CRM-систем.

Критерии определения ценности CRM для предприятия

Существуют определенные критерии, определяющие ценность CRM-системы для бизнеса. Остановимся на каждом из них более детально:

  1. Лицензия. Существуют именные и конкурентные лицензии. Во втором случае есть возможность работать поочередно. Допустим, если на предприятии 10 сотрудников, но они никогда одновременно не пользуется программой, то можно купить 5 конкурентных лицензий. Зачастую такие лицензии используются на предприятиях, где пользователи работают посменно. Однако следует знать, что некоторые поставщики продают «свободные» лицензии дороже, чем именные.
  2. Доработки и интеграция. Это немаловажные моменты, на которые нужно обратить внимание при покупке и внедрении продукта. Если для вашей системы необходима доработка, то делать ее лучше всего силами поставщика, так как они проделают эту работу быстрее и качественнее, чем фрилансеры: придется дополнительно заплатить за техническое задание и работу программистов. Также следует уточнить у вендора какие сервисы интегрированы с системой, поскольку в готовых решениях их содержится очень малое количество. Нужно узнать сколько будет стоить интеграция с необходимыми для компании приложениями и заложить в бюджет необходимую сумму.
  3. Объемы и нагрузка. Нужно обратить внимание на то, чтобы система полностью соответствовала потребностям компании в объеме обрабатываемой информации и справлялась с ежедневными нагрузками. Поэтому перед покупкой необходимо обговорить с вендором какой планируемый объем клиентской базы и какое количество работы выполняется пользователями ежедневно.
  4. Сроки внедрения. Сроки внедрения системы могут составлять от 2-3 месяцев и до года, а то и более. Все зависит от функционала и суммы, которую клиент готов заплатить за срочность.
  5. Количество пользователей. Данный показатель непосредственно влияет на стоимость продукта, ведь чем больше в системе пользователей, тем цена будет выше. При этом следует знать, что существуют такие CRM-системы, с помощью которых можно автоматизировать не только отдел продаж, но и несколько подразделений: техподдержку, логистику, IT-службу, маркетинг. Также не стоит забывать и о руководителях, которые будут координировать работу в системе.
  6. Мобильный доступ и удаленное подключение. За мобильные лицензии в большинстве случаев платить не придется – чаще всего они поставляются бесплатно. А вот удаленный доступ слегка повысит окончательную цену продукта. Он нужен для того, чтобы пользователь мог зайти в систему удаленно с ноутбука или любого другого устройства, что в некоторых случаях довольно удобно.
  7. Необходимый пакет функций. Следует четко знать какие именно функции должна выполнять CRM-система, так как абстрактные и неопределенные требования значительно повышают стоимость внедрения. Соглашаться на самую полную комплектацию системы не выгодно, так как лишние и ненужные функции только усложняют работу пользователей и увеличивают цену лицензии.

Затраты на внедрение и содержание

Независимо от того, будет в компании внедряться готовая CRM или разрабатываться индивидуальная по заказу, необходимо учитывать затраты на работы, связанные с ее внедрением и сопровождением.

MS SQL

В первую очередь – это затраты на СУБД, на которой будет работать программный продукт: Oracle, MS SQL, FireBird и другие. Приобретать их нужно отдельно.

Также придется заплатить за необходимое для установки и внедрения системы оборудование. Для больших предприятий можно приобрести сервер, где будет храниться база данных и бэкапы компании. Также может понадобиться обновление и другой профильной техники. Если компания решила воспользоваться услугами облачной системы, необходимо уточнить у поставщиков об администрировании системы: как часто делаются бэкапы, как их можно получить в случае аварийной ситуации, какие могут быть ограничения на системы администрирования. Некоторые вендоры продают такие системы отдельно, и возможно за это придется доплачивать.

Первичная настройка системы – тоже немаловажный момент. Лучше всего проводить ее силами вендора за дополнительную плату, либо же привлечь в этих целях штатного IT-специалиста.

Если необходим импорт данных из другой CRM-системы или корпоративного программного обеспечения, то миграцию базы данных также лучше всего будет доверить поставщику услуг. В противном случае можно повредить базу, что приведет к потере данных.

Немаловажными факторами при покупке и внедрении CRM-системы также являются обучение персонала и техническая поддержка. Плата за обучение обычно не особо высока, при этом проводится оно онлайн и не занимает много времени. Однако потратиться на это стоит, так как это позволит быстро и безболезненно начать работу с системой, не обращаясь к вендору по пустякам. Техническая поддержка системы – это расходы, которые включать в покупку следует обязательно, ведь в таком случае продукт будет работать намного качественней. Все вопросы будут решаться удаленно в сжатые сроки, таким образом в работе практически не будет простоев.

Тип поставки CRM

Существует несколько вариантов поставок CRM-систем:

  1. Десктопные – устанавливающиеся на сервер и компьютеры работников в виде приложения, которое запускается непосредственно с жесткого диска. В таких системах можно работать локально, даже при отсутствии интернета.
  2. Веб-системы, база данных которых находится на сервере компании, а пользователи получают к ней доступ через веб-браузер. В этом случае на работу приложения большое влияние оказывает наличие доступа к Интернет и его скорость.
  3. Облачные. База данных в таких системах находится на сервере провайдера, а пользователи работают с приложениями в браузере. Они зависят от наличия и скорости интернет-соединения. Однако плюсом такого продукта является быстрое развертывание и установка системы, которая займет порядка 5-10 минут.

Варианты организации

На современном рынке существуют два варианта организации CRM-систем: On premise и SaaS.

On premise - подразумевает установку программного обеспечения на компьютерах и серверах компании. Оплата в таких случаях фиксированная и единовременная – один раз за проект. Программа при этом полностью принадлежит покупателю.

SaaS – софт может располагаться как на мощностях компании, так и на сервере провайдера. Однако в таких случаях программное обеспечение не принадлежит покупателю. Оно предоставляется в аренду и плата за него взимается ежемесячно, также как за услуги интернета или сотовую связь.

Окупаемость CRM-системы

Точные сроки окупаемости CRM-системы назвать невозможно, так как это напрямую зависит от качества внедрения продукта и эффективности его использования. Для того, чтобы сократить эти сроки, а заодно и повысить эффективность работы ПО, нужно завязать на системе как можно больше различных процессов, тем самым автоматизируя работу всего предприятия: продажи, маркетинг, почту, телефонию, техподдержку, склад и так далее. Как уже говорилось, необходимо провести обучение сотрудников, что позволит эффективнее вести работу. При этом в обязательном порядке следует анализировать итоговые результаты и рассказывать о них всему коллективу, что будет мотивировать сотрудников на непрерывную работу в системе и сделает ее более успешной.

Категория: Статьи

Добавил: ingvarr

Дата публикации: 22.01.2020

Последнее редактирование: 22.01.2020

Просмотров: 149 | Рейтинг: 5.0/3

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar