Главная » Статьи » Разные статьи » Статьи 1

Итоги введения системы саморегулирования в России
Взамен системе лицензирования в 2010 году в России была введена система СРО. Вступление в строительное сро или проектное сро теперь обязательно для фирм, выполняющих строительные или проектные работы. В течение 2010 года было открыто более 294 строительных и проектных СРО. Статус СРО был присвоен более чем 70 некоммерческим партнерствам. Рассмотрим краткие итоги работы СРО в России: их положительное и отрицательное влияние на отечественный бизнес, проблемы введения СРО в строительство и другие сферы предпринимательской деятельности, а также влияние саморегулируемых организаций, оказываемое на вступление России в ВТО.


Позитивные и отрицательные стороны системы саморегулирования в России


Плюсы введения СРО в строительство и другие области:


1. Вступление в СРО исключает необходимость взаимодействия с чиновничьим аппаратом для получения разрешения на осуществление строительных и проектных работ. Чтобы вести предпринимательскую деятельность, таким фирмам нужно будет просто вступить в СРО проектировщиков или в СРО строителей.


2. Появление СРО в проектировании и СРО в строительстве исключает выход на рынок фирм, оказывающих некачественные услуги. Гарантией этого должны служить требования, предъявляемые к компаниям при вступлении в СРО, а также регулярные проверки деятельности этих компаний, производимые руководством СРО.


3. Вступление в СРО защищает компании от появления всевозможных форс-мажорных ситуаций, поскольку при форс-мажорах членам саморегулируемых организаций выплачиваются компенсации из страховых средств и дополнительного компенсационного фонда саморегулируемой организации. В 2010 году было проведено несколько таких страховых выплат. Поэтому можно сказать, что в данном аспекте саморегулируемые организации доказали свою эффективность и полезность для компаний.


Но введение системы СРО в строительство в России имеет и ряд серьезных недостатков, которые на данном этапе пытается устранить правительство:


1. Российский бизнес оказался не совсем готов к введению системы саморегулируемых организаций. Вследствие печального опыта предприниматели в нашей стране стараются работать на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу. Поэтому они оказались не готовы (ни физически, ни морально) к выплате достаточно крупных ежегодных членских взносов. ( Вступить в СРО, минуя уплату членских взносов, нельзя). Особенно это касается небольших фирм, поэтому правительством было принято несколько поправок к закону о саморегулируемых организациях (эти поправки мы еще рассмотрим в данной статье). Но проблема необходимости дифференцированного подхода к различным предприятиям, вступающим в проектное сро или в строительное сро, окончательно решена не была.


2. Вступление в СРО должно было исключить появление недобросовестных компаний, предоставляющих некачественные услуги. Но в реальности это привело к появлению недобросовестных коммерческих СРО в проектировании и СРО в строительстве, принимающих в свои ряды фирмы, не соответствующие установленным требованиям. Вступить в СРО такого рода может даже компании, не отвечающие законодательным требованиям и исключенные из других СРО за какие-либо нарушения. В связи с этим государство решило ужесточить контроль над саморегулируемыми организациями.


Проблема формирования членских взносов для участников российских СРО


Вступить в СРО нельзя без выплаты назначаемых руководством саморегулируемой организации членских взносов. Для каждого члена СРО строителей или СРО проектировщиков данная сумма была одинаковой. Это привело к тому, что многим представителям малого и среднего бизнеса членство в СРО оказалось попросту не по карману. Поэтому руководство СРО начало искать решение проблемы формирования разной суммы членских взносов для разных предприятий.


Большинство руководителей СРО решили, что оптимальным критерием для дифференциации суммы членских взносов является количество работ, допуск к которым имеет компания (чем больше количество работ – тем больше сумма взносов). Такой критерий, как денежный оборот компании, оказался неэффективным, поскольку изучение и проверка финансовой отчетности компаний не должна входить в сферу компетенции СРО проектировщиков и СРО строителей.


Проблема сокращений перечня работ, подконтрольных строительным и проектным СРО


15 апреля 2010 года вышел приказ Министерства регионального развития РФ, на основании которого был значительно сокращен список строительных работ, для осуществления которых необходимо вступление в строительное сро или проектное сро. Проблема необходимости сокращения перечня работ стала очевидной практически сразу же после введения системы СРО в проектировании и системы СРО в строительстве, поэтому данный приказ был ожидаемым. Приказ стал решением этой проблемы. Теперь из перечня подконтрольных СРО работ исключены те работы, которые не влияют на безопасность при строительстве и которые выполняются, как правило, небольшими компаниями, которым невыгодно вступление в саморегулируемые организации и выплата достаточно крупных для них членских взносов. К исключенным из перечня работ относятся такие виды деятельности, как прокладывание инженерных коммуникаций внутри объектов, монтаж навесных фасадов и т.д.


Саморегулируемые организации в России: влияние на вступление в ВТО


Без введения системы СРО Россия не смогла бы вступить в ВТО. Саморегулируемые организации уже давно и успешно существуют в Европе и Америке и зарекомендовали себя в качестве эффективной альтернативы государственному регулированию предпринимательской деятельности. К сожалению, России понадобится время, чтобы саморегулируемые организации стали по-настоящему эффективными. Но, безусловно, введение системы СРО поспособствует вступлению России в ВТО.

Категория: Статьи 1 | Добавил: ingvarr (02.11.2010)
Просмотров: 1025 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar