Главная » Статьи » High-Tech новости » Новости космонавтики и астрономии

О утечке на МКС
30 августа в 2:00 по Москве, пока 6 космонавтов и астронавтов спали на борту МКС, на борту корабля «Союз МС-09» образовалась небольшая пробоина около 2 мм в диаметре, вызвавшая медленную утечку воздуха. Изначально она была столь мала, что NASA и Роскосмос решили не будить экипаж.

Русские космонавты быстро установили временную и постоянную заплатку на утечку. Экипажу и способности корабля «Союз» вернуть экипаж из 3 человек на Землю в декабре этого года ничего не угрожает.

Сразу же после пробуждения экипажа ЦУПы в Москве и Хьюстоне отправили космонавтов и астронавтов на поиски утечки. Как было сказано раньше, утечка не угрожала станции: для полного исчерпания баков кислорода МКС потребовалось бы 18 дней на максимальной скорости утечки, зафиксированной в тот день.

Утечка была быстро прослежена до российского сегмента станции, а дальнейшая инспекция привела к её первоисточнику в корабле «Союз МС-09», который привёз 3 космонавтов на борт станции в июне 2018 года. Впервые, когда о местоположении утечки стало известно, сообщалось о 2 небольших пробоинах в бытовом отсеке корабля. Однако позднее днём официальные лица в NASA сообщили о том, что утечка всего одна.

Вскоре после нахождения пробоины экипаж сфотографировал его для того, чтобы наземная команда управления могла принять решение о дальнейших действиях экипажа. В то же время российский экипаж временно заклеил течь липкой лентой из каптона. После установки временной заплатки стали поступать противоречивые данные об утечке с разных датчиков МКС – по одним давление уже стабилизировалось, в то время как по другим – течь только замедлилась. В течении несколько часов космонавты Олег Артемьев и Сергей Прокопьев изготовили заплатку из эпоксидной смолы и медицинского бинта.

После обнаружения места утечки начались определённые споры между космонавтами/астронавтами, как и между Роскосмосом/NASA: командир экипажа Эндрю Джей (NASA) хотел подождать, прежде чем устанавливать постоянную заплатку, в то время как Роскосмос хотел установить её немедленно. В конечном итоге Роскосмос и космонавты приступили к ремонту.

Для установки заплатки, смоченную в эпоксидном клее марлю вдавили в отверстие, приклеив её концы к поверхности корпуса. После этого её решили оставить для засыхания до завтра. К 23:40 по Москве с помощью баллонов с кислородом корабля «Прогресс МС-09» давление в российском сегменте станции было поднято до 750 мм рт. ст., при этом давление в американском сегменте осталось на уровне 730 мм рт.ст., что по-видимому означало, что на ночь сегменты решили оставить изолированными друг от друга.

Ещё в полдень этого дня NASA выпустило ежедневное обновление по поводу МКС, в котором пролила больше света на ситуацию вокруг утечки:

Ночью наземная команда заметила снижение давления в отсеках МКС. Первоначальные данные показывали скорость утечки со скоростью в 0,8 мм рт. ст. в час, при максимальной допустимой по регламенту утечке на станции в 0,5 мм рт. ст. за час.
В течении ночи скорость утечки ускорилась до 4 мм рт. ст. за час. Экипаж выполнил действия по поиску утечки путём закрытия люков между модулями и использованию ультразвукового устройства для поиска течей. Течь была обнаружена в бытовом отсеке корабля «Союз» за туалетом.

Обнаруженная течь по описанию имела около 2 мм в диаметре и по всей видимости не имела сквозного характера, так как экипаж видел металл, находящийся за отверстием. Экипаж установил клейкую ленту поверх отверстия, что позволило снизить утечку ниже установленного для МКС регламента.

Экипаж находится в процессе работы по установке российского ремонтного комплекта для герметизации отверстия и установки заплатки. Наземная команда будет следить за изменениями давления после установки заплатки.


На данный момент причина образования утечки пока не опубликована, но вероятно, это удар микрометеорита или космического мусора (MMOD). Усталость металла в корпусе корабля «Союз» не рассматривалась с момента обнаружения утечки.

Как уже было замечено ранее, экипажу корабля ничего не угрожает при возвращении на Землю, так как бытовой отсек, получивший пробоину, отделяется от корабля ещё до вхождения в атмосферу и не влияет на торможение корабля в ней.

Тем не менее на случай, если Роскосмос решит, что возвращаться на корабле небезопасно, есть несколько вариантов решения проблемы: от отправки очередного по плану корабля «Союз МС-10» в беспилотном режиме и возврата всего экипажа на нём целиком, до отправления новых кораблей с сокращённым до 2 человек составом и постепенное снятие экипажа повреждённого корабля.

Категория: Новости космонавтики и астрономии | Добавил: ingvarr (01.09.2018)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar