Главная » Статьи » Новости » Политика

Выборы в Петербурге станут прозрачнее на всех уровнях
Результатом поправок в законодательстве станет повышение прозрачности будущих выборов. Отразится ли это на жизни Петербурга, узнала редакция НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

20 января 2016 года Владимир Путин подписал предложения об ограничении по числу наблюдателей, тем самым поддержав выдвинутые Центризбиркомом и администрацией президента инициативы. В законы «О гарантиях избирательных прав…», «О выборах депутатов Госдумы» будут внесены коррективы, регулирующие деятельность наблюдателей на выборах всех уровней.

Одним из новшеств станет то, что решение об удалении наблюдателя с участка будет принимать суд, а не избирательная комиссия. На данный момент такая возможность предусмотрена законодательством только при выборах в Государственную думу, но на практике еще не была реализована.

1 октября 2015 года состоялась встреча президента с членами Совета по правам человека (СПЧ), в ходе которой поступили жалобы от правозащитников на нарушения прав наблюдателей и необоснованное удаление их с избирательных участков. Вячеслав Володин (первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ) и председатель Центризбиркома получили поручение от Владимира Путина проанализировать сложившуюся ситуацию и разработать необходимые законодательные поправки. Итогом проверки стало решение о необходимости расширения прав избирателей, которое и было поддержано главой государства.

По словам Майи Гришиной, члена ЦИК:

«На мой взгляд, нужен разъясняющий документ, который Центральная избирательная комиссия подготовит вместе с судебными и правоохранительными органами… Например, в нем может быть прописано, что акт составляется на месте, и в суд подается соответствующее заявление. Суды, как известно, обязаны работать в выходные дни. То, что самостоятельно удалять наблюдателей с участка комиссии уже не смогут, безусловно, все усложняет: придется доказывать, что наблюдатель действительно совершает провокации, действительно препятствует работе избиркома. Однако такого рода нормы будут способствовать минимизации фактов удаления, потому что они, как правило, приобретают общественный резонанс».

Кроме этого, следующей поправкой станет регулирование количества наблюдателей на избирательном участке, которых могут направить различные кандидаты и партии. Теперь от каждой партии можно будет отправить только двух человек, за три дня предоставив избирательной комиссии информацию о наблюдателях. Это позволит предотвратить инциденты с удалением «лишних людей» под предлогом слишком большого количества наблюдателей.

Еще одна поправка в правах наблюдателей – разрешение проводить видео- и фотосъемку. Ранее этот момент также являлся предметом разногласий между членами избирательных комиссий и наблюдателями, которым запрещалось вести фотофиксацию процесса. Теперь эта норма будет содержаться в законодательстве. Естественно, что при этом должна соблюдаться неприкосновенность тайн голосования и персональных данных избирателей.

Данные нововведения полностью оправдали ожидания, возложенные на президента Советом по правам человека. Как заявил сопредседателя мониторинговой группы Совета по наблюдению на выборах Илья Шаблинский:

«Эти предложения — как раз то, о чем мы просили президента… Судя по опыту предыдущих выборов самого разного уровня, наблюдателей могли удалить просто с пол-оборота, без каких-либо законных на то оснований, по прихоти, это был полный произвол. Например, на выборах в Костромскую областную думу 13 сентября за два часа комиссия успела выгнать четверых наблюдателей, которых по нашей просьбе в конце концов восстановили. Теперь, надеюсь, число инцидентов в этой сфере уменьшится».

Редакция НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ получила экспертный комментарий по данным новшествам в законодательстве от петербургского политического консультанта, члена правления Российской ассоциации политконсультантов, руководителя "Бианки и партнеры", кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника факультета политологии СПбГУ Валентина Александровича Бианки.

Как Вы можете оценить данные поправки?

- Я сдержанно позитивно оцениваю произошедшие изменения в законодательстве.

Существует точка зрения, что это – попытки власти найти «золотую середину» между официальными организаторами выборов и правозащитниками. Согласны ли Вы с этим?

- Достаточно редкий случай, когда действительно новеллы законодательства очевидно являются компромиссом. С одной стороны, ограничивается число наблюдателей и они должны быть делегированы заранее; с другой - принципиально усложняется процедура удаления с участка.

Как отразится данное изменение законодательства именно на Санкт-Петербурге? Много ли подобных нарушений было ранее в Петербурге и Ленобласти?

- И в Петербурге (в Ленобласти в меньшей степени), особенно на выборах 2011 года это было одной из основных негативных технологий - после удаления протестующих наблюдателей устраивался пересчет голосов, и данные пересчета, которые и становились официальными результатами, принципиально отличались от даных первого подсчета. Порядка 7-8 кресел в Законодательном собрании города занимали бы другие люди, если бы этого не происходило, так что влияние таких поправок и на технологии выборов, и, в конечном счете, на персональный состав ЗакС, нельзя недооценивать.
Категория: Политика | Добавил: ingvarr (23.01.2016)
Просмотров: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar