Посещаемость челябинских ТРК упала в два раза после введения QR-кодов

С 30 октября в регионе введен локдаун и начала действовать для людей старше 18 лет система посещения крупных ТРК и даже небольших торговых центров по электронным сертификатам вакцинированных или переболевших ковидом.

Представители челябинской торговли говорят, что стали заложниками в борьбе с коронавирусом.

— В субботу трафик снизился почти на 40%, в воскресенье — еще больше, на 45%. Арендаторы звонят, говорят об убытках. Тем более что нам пришлось сделать один из входов работающим только на выход. Соответственно, пострадали отделы, расположенные рядом с ним, — рассказал генеральный управляющий ТРК «Фокус» Павел Смолин. — Что касается посетителей, то большинство из них законопослушные. Но иногда возникают конфликтные ситуации. Есть провокаторы, которые умышленно нагнетают обстановку. Например, был случай, когда человек заявил контролеру, что тот не имеет права проверять его личные данные. Затормозил очередь. Пришлось вызвать сотрудника МВД. «Посетитель показал полицейскому все документы — оказалось, у него были и QR-код, и паспорт. Просто из принципа провоцировал».

С проблемами столкнулись партнеры торговых комплексов и арендаторов, приезжающие в том числе из других регионов. Если раньше у них был общий доступ, то теперь переговоры приходится проводить вне комплекса.

Руководитель крупнейших торгово-развлекательных комплексов Челябинска, «Родник» и «Алмаз», Элина Шумакова говорит, что оценивать ущерб бизнесу пока рано — слишком мало времени прошло. Но трафик уже резко снизился.

— Посещаемость торговых комплексов за минувшие выходные, когда ввели QR-коды, упала на 52–55%. Сейчас, в будни, ситуация еще печальнее, — отметила Элина Шумакова. — Наказывают и нас, и арендаторов, и покупателей.

— Как пережили? Ужасно. По нашим оценкам, если в субботу поток посетителей снизился процентов на 30, то в воскресенье — на 50, — отметил директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — Кто-то из посетителей не знал о новых правилах, кто-то шел со справками. Как обычно, распоряжение властей волшебно написано: больше вопросов, чем ответов. Приходят бабушки со сертификатом о вакцинации, но они не зарегистрированы на «Госуслугах». Появились военные: вроде бы устно говорили, что им можно по справкам, а в распоряжении губернатора ничего про это не сказано. Приходят с медотводом на год. Что с ними делать? Получается, их сразу записали в людей второго сорта?

Больше всего пострадали, по словам руководителя ТРК, продуктовые ритейлеры.

— По информации представителей «Ашана» (гипермаркет в «Космосе». — Прим.), в первый день локдауна у них в пять раз упал товарооборот, — уточнил Андрей Алексеев. — Сегодня встречаемся с директором магазина, будем думать, что можно сделать. Все покупатели ТРК ушли в отдельно стоящие магазины, о чём мы и предупреждали ранее в письме губернатору. Нужно или ставить всех в равные условия, или отменять подобные ограничения. Иначе получается неразбериха. Возьмем тот же «Ашан» — гипермаркет в «Роднике» территориально находится близко ко входу, и там отгородили отдельный проход. А у нас он в центре комплекса. Получается, в одно место толпы народа пришли — и они друг друга не заражают, а в другом ТРК стал источником зла.

Как сообщили в «АШАН Ритейл Россия», оба гипермаркета в Челябинске продолжают работу в штатном режиме без изменений.

— В «АШАН Сити Космос» осуществляется проверка QR-кодов, так как проход в магазин возможен только через галерею торгового центра. В свою очередь гипермаркет «АШАН Родник» организовал отдельный вход для клиентов, благодаря чему у покупателей есть возможность посетить магазин без проверки QR-кодов, — уточнили в пресс-службе ритейлера. — Как и раньше, во всех наших магазинах созданы максимально комфортные и безопасные условия для совершения покупок. Благодаря большим площадям клиенты могут легко соблюдать социальную дистанцию в 1,5–2 метра.

Представители «АШАНа» подтвердили, что с введением ограничений наблюдается некоторое снижение трафика. При этом в компании указали, что можно говорить о переходе офлайн-трафика в онлайн.

— Что касается онлайн-заказов, мы фиксируем рост спроса на доставку еды и товаров на дом на 30% за последнюю неделю, — добавили в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия».

Для предпринимателей, торгующих одеждой и обувью, сейчас самый пик продаж зимнего ассортимента. И сокращение потока посетителей в ТРК тут же ударило по финансовым показателям.

— В Челябинске выручка салонов обуви в торговых комплексах в первые выходные локдауна упала в три-четыре раза. И это притом, что на улице похолодало и людям нужны зимние сапоги и ботинки. Не ходить же в рваной обуви, а дистанционные продажи в этом случае не всегда спасают: нужны примерка и время на доставку. Народу надо одеваться-обуваться, а нас практически закрыли в самый пик сезона, — посетовал директор сети обувных салонов Вячеслав. — Большинство обувных салонов находится именно в ТРК. Мы закупили зимние коллекции. Через месяц все эти вещи будут уже никому не нужны.

По мнению руководителя обувной сети, более грамотно организовано посещение ТРК в Екатеринбурге — не только по QR-коду, но и по сертификатам и справкам о медотводе.

— Наши власти сначала сказали, что привиться надо до 11 ноября, а потом ввели ограничения уже с 30 октября. В итоге у нас часть персонала не пустили на работу, потому что у них только первый компонент вакцины поставлен. А если у человека медотвод, например, астматик или аллергик, ему теперь вообще в ТРК работать нельзя? Это же неправильно.

В некоторых ТРК осталось по два человека на отдел, добавил Вячеслав. Пришлось срочно перераспределять продавцов по другим магазинам, они вынуждены работать в неполном штате.

— В минувшие выходные с введением ограничительных мер резко, практически в два раза, упало количество посетителей. У многих наших покупателей просто нет возможности попасть в торгово-развлекательные комплексы, — рассказала директор по связям с общественностью сети салонов ювелирных украшений «Самоцветы» Анастасия Танаева. — А подавляющее число наших салонов находится именно в ТРК.

Предприниматели выкручиваются и придумывают новые формы работы. Например, клиентам, у которых по разным причинам нет QR-кода, ювелиры предлагают видеопрезентации.

— Человек по телефону описывает свои потребности, специалисты подбирают нужный товар и в назначенное время проводят видеоконсультации через популярные мессенджеры, — объяснила Анастасия Танаева. — Так с выбором определиться гораздо легче. Кроме того, доставляем товары на дом — вариант для тех, кто не может попасть в ТРК или находится на самоизоляции.

Управляющие ТРК и сами арендаторы боятся что-либо прогнозировать даже на ближайшие пару месяцев. Многие из них опасаются, что локдаун продлят не только до Нового года, но и далее.

— Пока у нас нет закрывшихся магазинов. Но если локдаун будут продлевать, мы не исключаем такой ситуации. Некоторые арендаторы прямо говорят, что за выходные отторговали в ноль. Такого, по их словам, еще никогда не было, — рассказал управляющий ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — Мы тоже понимаем всю абсурдность сложившейся ситуации. Посмотрели на соседний Екатеринбург. Там более широкий перечень документов для пропуска в торговые центры: QR-код; справка о том, что поставили первый компонент вакцины; справка о медотводе.

Покупатели уже делятся фотографиями пустых фуд-кортов. Владельцы заведений общепита начали отменять бизнес-ланчи, потому что из-за сокращения посетителей они становятся убыточными.

— В эти выходные у нас было в три раза меньше покупателей, чем в предыдущий уик-энд, — вздохнула бариста «Фабрики кофе», расположенной в ТРК «Радуга». — Не знаю, что дальше будет...

В то же время предприниматели надеются, что люди быстро привыкнут к новым порядкам.

— В других регионах наибольший провал трафика отмечен в первую неделю после введения QR-кодов. Потом посещаемость постепенно восстанавливалась. Конечно, не до таких показателей, которые были до введения ограничительных мер, — рассказал генеральный управляющий ТРК «Фокус» Павел Смолин. — Но всё равно надеемся на улучшение ситуации. Кто-то привьется, кто-то привыкнет. Отработаем саму процедуру проверки кодов, она будет проходить быстрее. Как я понял, ограничения будут действовать, пока не привьется критическое количество жителей региона. Официально власти заявляли о 80% привитого населения. Может быть, по заболевшим изменится ситуация — начнется спад. Чем быстрее снимут ограничения, тем, конечно, лучше для нашей отрасли.

Прогнозировать, когда ТРК выйдут на докоронакризисные показатели работы, вообще никто не берется.

— Что вы, такие прогнозы уже из другой реальности, — печально резюмировал представитель ТРК. — Мы столько времени и ресурсов потратили на привлечение и лояльность покупателей, а сейчас собственными руками рубим сук, на котором сидим. Мы вынуждены разворачивать людей и говорить «не приходите к нам» (без QR-кода). А пустив их, мы нарушим нормативные акты.

Категория: Экономика

Добавил: Admin

Дата публикации: 02.11.2021

Последнее редактирование: 02.11.2021

Просмотров: 61 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar