Главная » Статьи » Судебная практика » Постановления Верховного Суда РФ

Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2012 N 53-АПГ12-12
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. N 53-АПГ12-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Увачана А.В. на решение Красноярского краевого суда от 18 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным подпункта 1 пункта 3 статьи 2 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 года N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Увачана А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя Законодательного Собрания Красноярского края Жавнера А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законодательным Собранием Красноярского края 24 апреля 2008 года принят и 13 мая 2008 года подписан губернатором Красноярского края Закон N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в печатных изданиях "Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") от 16 мая 2008 года N 52 и "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" от 19 мая 2008 года N 23 (244).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 2 названного регионального Закона установлено, что квалификационные требования к стажу муниципальной и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы:
высшие должности муниципальной службы категории "руководители" - стаж муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее четырех лет.
Увачан А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными приведенных положений регионального акта, мотивируя свои требования тем, что часть 1 статьи 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ устанавливает для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования к уровню профессионального образования, к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, в краевом законе содержится понятие "работы по специальности на руководящих должностях", которое Федеральным законом не предусмотрено, что свидетельствует об установлении в региональном законодательстве дополнительного по сравнению с Федеральным законом требования к свойству бывшей работы, а не к стажу работы по специальности.
Как указывал заявитель, в сравнении этого требования краевого закона с положениями, касающимися стажа работы по специальности для занятия должностей государственной гражданской службы, ни Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, ни Указ Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службе иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" от 27 сентября 2005 года N 1131, не содержат каких-либо требований к стажу руководящей работы по специальности.
Следовательно, по мнению Увачана А.В., такое условие, установленное краевым законодателем, противоречит федеральным нормативным правовым актам, является дискриминационным и нарушает права заявителя, поскольку в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2012 года в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности на руководящих должностях были удовлетворены требования прокурора Эвенкийского района о признании незаконным распоряжения главы Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 25 мая 2011 года N 01-14 о назначении заявителя на должность муниципальной службы - исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации этого района.
Решением Красноярского краевого суда от 18 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Статьей 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Основные принципы муниципальной службы в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, к которым, в частности, относятся профессионализм и компетентность муниципальных служащих (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Частью 1 статьи 9 этого же Федерального закона определено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (часть 2 этой же статьи).
Проанализировав приведенные нормы Федерального закона в их системной взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что основные (типовые) квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с их классификацией должны быть установлены субъектом Российской Федерации путем принятия соответствующего закона.
Таким образом, принимая оспариваемую норму, законодатель Красноярского края действовал в пределах предоставленной ему компетенции и своих полномочий при решении данного вопроса не превысил.
Заявитель в жалобе утверждает, что установление в региональном нормативном акте требования о наличии у кандидата стажа работы по специальности именно на руководящих должностях является иным, дополнительным критерием, предъявление которого на федеральном уровне не предусмотрено.
Однако в силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Наличие у кандидата, претендующего на должность муниципальной службы, относящейся к категории "руководители", опыта работы именно на руководящих должностях является профессиональным навыком, необходимым для выполнения функций руководителя, в связи с чем установление такого требования в региональном законе полностью согласуется с нормами Федерального закона.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных в данном деле, и законность принятого судом решения не опровергают.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Красноярского краевого суда от 18 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Увачана А.В. - без удовлетворения.

Категория: Постановления Верховного Суда РФ | Добавил: ingvarr (08.07.2017)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar