Главная » Статьи » Судебная практика » Постановления Верховного Суда РФ

Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2012 N 32-АПГ12-24
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. N 32-АПГ12-24

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.П.,
судей Меркулова В.П. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам правительства Саратовской области и представителя Фанагиной Н.А. Рыбакова А.Ю. на решение Саратовского областного суда от 25 апреля 2012 года, которым признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение N 4 к постановлению правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в части утверждения в строке N 10842 раздела "Город Саратов" кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ;... ; в сумме ;... ; руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя правительства Саратовской области Матросова Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы правительства, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям N 1 и 2 и земельных участков населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям N 3 и 4.
Приложением N 4 к постановлению утверждена кадастровая стоимость земельного участка площадью 10600 кв. м, расположенного по адресу: г. ;... ;, с кадастровым номером ;... ; в сумме ;... ; руб.
Фанагина Н.А. обратилась в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим приложения N 4 к постановлению правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П в части утверждения кадастровой стоимости указанного земельного участка, собственником которого она является.
Заявитель полагала, что нарушен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, установленный Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, согласно которым государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, что означает, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к его рыночной стоимости.
В подтверждение недостоверности кадастровой оценки принадлежащего ей земельного участка заявитель сослалась на отчет ООО "Центр оценочных и проектных технологий "Профи" от 13 октября 2011 года, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего ей земельного участка составляет ;... ; руб.
Фанагина Н.А. указала, что недостоверность кадастровой оценки земельного участка нарушает ее (заявителя) права как собственника земельного участка на уплату законно установленных налогов.
Решением Саратовского областного суда от 25 апреля 2012 года заявление Фанагиной Н.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительства Саратовской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления Фанагиной Н.А.
В апелляционной жалобе представителя Фанагиной Н.А. Рыбакова А.Ю. ставится вопрос об изменении решения суда путем указания в качестве основания удовлетворения заявления Фанагиной Н.А. на недостоверность, экономическую необоснованность кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявление Фанагиной Н.А., суд пришел к правильному выводу о нарушении исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотренной законодательством процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
К такому выводу суд пришел, установив, что правительством Саратовской области утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ;... ; в размере ( ;... ; руб.) ином, чем в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Между тем, как правильно указал суд, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить только те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые представлены ему на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации и в отношении которых проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на положениях действующего законодательства.
Статья 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Роснедвижимостью и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами государственной власти, а также порядок их взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу положений Административного регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо в случае наличия каких-либо расхождений между утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Саратовской области проводились Поволжским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, по их результатам составлен отчет, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ;... ; составляет ;... ; руб.
Сопоставив приведенную цифру с данными, содержащимися в приложении N 4 к постановлению правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П, суд установил, что правительство Саратовской области утвердило кадастровую стоимость названного земельного участка в сумме ;... ; руб., не приведя какого-либо экономического и правового обоснования, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов.
Факт установления в постановлении иных показателей кадастровой стоимости земельных участков правительство Саратовской области не отрицало.
При таких данных у суда имелись основания для признания постановления правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П недействующим в оспариваемой части.
Довод апелляционной жалобы правительства Саратовской области о том, что оно вправе было утвердить иные результаты кадастровой оценки земель при условии, что их размеры не превышают показатели, представленные исполнителем работ и затем прошедшие проверку в Роснедвижимости, не может явиться основанием к отмене решения суда как основанный на ошибочном толковании приведенных выше норм федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы правительства Саратовской области о том, что утверждение кадастровой стоимости земельного участка в меньшем размере не нарушает прав и законных интересов Фанагиной Н.А., нельзя признать состоятельным, поскольку граждане вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых они являются, были урегулированы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая изложенное выше и то обстоятельство, что органом исполнительной власти, осуществляющим государственную функцию по организации проведения государственной кадастровой оценки земель (Роснедвижимость), не установлено нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, решение суда не подлежит изменению по доводам апелляционной жалобы Фанагиной Н.А., просившей о признании постановления правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П недействующим по основаниям нарушения порядка проведения государственной кадастровой оценки земель.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Саратовского областного суда от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы правительства Саратовской области и Фанагиной Н.А. - без удовлетворения.

Категория: Постановления Верховного Суда РФ | Добавил: ingvarr (26.02.2017)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar