Главная » Статьи » Судебная практика » Постановления Верховного Суда РФ

Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2012 N 60-АПГ12-6
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. N 60-АПГ12-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующими отдельных положений приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 416-П "Об утверждении положения о Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве" по апелляционному представлению прокурора прокуратуры Камчатского края, участвующего в деле, на решение Камчатского краевого суда от 27 июля 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приложением к постановлению Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 416-П "Об утверждении положения о Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве", опубликованному в издании "Официальные Ведомости" 20 января 2009 г. N 10-13, утверждено положение о Представительстве губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации в г. Москве.
Пунктом 1.4 данного приложения определено, что Представительство губернатора и Правительства Камчатского края при Правительстве Российской Федерации (далее - Представительство) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, соответствующие счета в банках, в том числе валютный счет в одном из банковских, кредитных учреждений города Москвы, открываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать и бланки со своим наименованием.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.4 приложения к названному постановлению в части слов "юридическим лицом" и "самостоятельный баланс".
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемое положение противоречит частям 1, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащим понятие и признаки представительства юридического лица.
Полагал, что поскольку субъекты Российской Федерации участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений в силу положений статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, то есть наделение Представительства правами юридического лица, предоставление ему права иметь самостоятельный баланс противоречит нормам гражданского законодательства.
Решением Камчатского краевого суда от 27 июля 2012 г. заявление заместителя прокурора Камчатского края оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурора прокуратуры Камчатского края, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Представителем губернатора Камчатского края относительно апелляционного представления подано возражение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое положение нормам федерального законодательства не противоречит.
Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Устава Камчатского края определено, что систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края составляют исполнительные органы государственной власти Камчатского края во главе с Правительством. Система исполнительных органов государственной власти Камчатского края устанавливается законом Камчатского края.
Согласно статьям 3, 9 Закона Камчатского края от 29 марта 2012 г. N 30 "О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края" Представительство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края наряду с другими органами, входящими в систему исполнительных органов власти края, полномочия которого определяются постановлением Правительства Камчатского края.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что наделение определенным правовым статусом своих органов исполнительной власти является прерогативой субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно абзацу второго указанного пункта юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Из анализа правовых норм Положения о Представительстве следует, что Представительство имеет имущество, закрепленное на праве оперативного управления, соответствующие счета в банках, печать и бланки со своим наименованием, не только представляет интересы губернатора и Правительства Камчатского края в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, но и самостоятельно обеспечивает оперативное взаимодействие с названными органами, а также организациями и общественными объединениями по вопросам, представляющим интерес для Камчатского края, осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Представительства, заключает государственные контракты, имеет структурные подразделения, руководителя, который действует без доверенности от имени Представительства, представляет его во всех государственных, судебных органах и организациях, заключает договоры, открывает и закрывает счета.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда о том, что наделение Представительства статусом юридического лица, имеющего самостоятельный баланс, не противоречит нормам федерального законодательства.
Судом первой инстанции надлежащим образом проверен и обоснованно признан несостоятельным довод о том, что к данным правоотношениям должны быть применены положения статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой представительства не являются юридическими лицами.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
То обстоятельство, что мотивированное решение суда составлено в срок, превышающий пять дней со дня окончания разбирательства дела, не является основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Камчатского краевого суда от 27 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора прокуратуры Камчатского края, участвующего в деле, - без удовлетворения.

Категория: Постановления Верховного Суда РФ | Добавил: ingvarr (05.02.2017)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar