Легко ли жить отличнику

Легко ли жить отличникуНынче стало популярным слово «перфекционизм», то есть стремление к совершенству. Казалось бы, отличная черта характера. Но психологи не согласны с этим и считают перфекционизм качеством, которое мешает жить, проще говоря, синдромом отличника. Считается, что стремиться к отличным оценкам значит тянуться к знаниям, и это хорошо. Но если понаблюдать за выпускниками - медалистами, то становится очевидным, что никакого особого стремления к знаниям нет. Они трудятся из последних сил, чтобы все было просто «как положено». Более того, человек с синдромом отличника даже опасается осваивать что-то новое, ведь процесс обучения связан с ошибками, а права ошибаться у него нет.


Отличники, конечно, бывают разные. Одни хорошо учатся, потому что им это нравится, то есть для себя. В хороших оценках они видят преимущества: отношение педагогов, поблажки на экзаменах, льготы при поступлении в какой-либо ВУЗ. Это самая здоровая разновидность отличников. У них есть цель, и они не страдают. Другую категорию создают родители, и она встречается чаще. В большинстве случаев перфекционизм является результатом воспитания. Строгие родители заставляют детей верить, что быть хорошим можно только в случае абсолютного послушания и безупречной учебы. Будущий перфекционист, попадая в школу, получает установку: оценкой считается только пятерка. Ребенок стремится во всем угождать и показывать лучшие результаты, желая, чтобы им гордились. Но ни на одной рекламной вывеске "про жизнь", ни в одной "умной" статье для родителей не сказано, что порой "опыт-сын ошибок трудных" - является лучшим учителем в психологической жизненной устойчивости. А именно этого качества порой так не хватает отличникам в свободном плавании по океану жизни.


Эта условная любовь заставляет ребенка добиваться совершенства, которому нет предела, чтобы получить одобрение. Повзрослев, такие дети уже сами, а не по настоянию родителей, предъявляют к себе завышенные требования. Это становится их личной потребностью.


Подобная придирчивость родителей, как правило, связана с их неосуществленными мечтами, и они используют своих детей, чтобы запоздало реализовать свои желания. Они считают, что дети должны воплотить мечты родителей, не совершив при этом ни их ошибок, ни своих собственных. Дети не понимают, какую ответственность им приходится нести, работая за себя и своих несостоявшихся взрослых. Только так можно назвать родителей, реализующихся за счет своих детей. За свои промахи на пути к совершенству, дети могут быть наказаны разочарованием. Ребенок-перфекционист легко становится невротиком, живя в страхе показаться не заслуживающим любви.


Стремящиеся к совершенству дети могут быть воспитаны как в авторитарных семьях, где все подчинено строгим правилам и распорядку, так и в семьях, в которых отсутствует всякая системность. В таких семьях родители непоследовательны в своих требованиях. Они то подвергают жизнь ребенка тотальному контролю, то пускают все на самотек. Такой стиль воспитания сбивает с толку, лишает ощущения безопасности и стабильности. В таких неорганизованных семьях часто происходят неожиданные, как правило, неприятные изменения: разводы, переезды, болезни. Ребенок, воспитанный в такой, семье будет стремиться наладить порядок в своей жизни, все подчинить правилам. Чтобы достигнуть организованности, он будет использовать такие средства, как отличная учеба, строгий распорядок дня, различные ритуалы, чистота в комнате. Из него вырастет педант, раскладывающий носки по цветам, тюбики в ванной по размеру. Таким поведением он будет восполнять свою неуверенность.


Таким образом, какими хорошими бы ни были результаты перфекционизма, его причинами являются нездоровые отношения в семье


Что же плохого в комплексе отличника? Психологи считают, что излишняя склонность к безупречности может вызвать глубокий внутренний конфликт, тревожность, деятельность может быть непродуктивной, могут начаться психические расстройства, возникает, риск соматических заболеваний. Дети-перфекционисты попадают в ловушку: им кажется, что они всегда должны быть лучшими. Целью становятся не знания, а отличные отметки. Ребенок стремится получать пятерки по всем предметам, игнорируя свои врожденные склонности и таланты. Возможно, он схватывает на лету математику и физику, а русский язык ему, напротив, не дается. Но свой потенциал он использует не по назначению. Он бросает все силы на зубрежку правил русского языка в ущерб любимой математике, хотя удели он это время точным наукам, мог бы добиться невероятных успехов. Но получается всего лишь вечно подающий надежды математик с сомнительной пятеркой по гуманитарным предметам и пополняет ряды посредственностей с коэффициентом интеллекта выше среднего.


Говоря о синдроме отличника, в первую очередь приходится учитывать желание оценки, похвалы. Отличнику не нужны уважение и восхищение - реакции равного себе. Ему нужна похвала – реакция с позиции вышестоящего. Такой человек постоянно находится в положении ребенка, что тормозит его социальное развитие. Пока он ждет оценки своей деятельности, его более легкомысленные сверстники идут к своим целям методом проб и ошибок, не обращая внимание на мнение окружающих, и рано или поздно добиваются своего. Вот и получается, что несчастные отличники в учебе никогда не становятся отличниками в жизни, в отличие от счастливых троечников и хорошистов.

Категория: Статьи

Добавил: ingvarr

Дата публикации: 22.12.2017

Последнее редактирование: 27.05.2020

Просмотров: 334 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Обсуждение материала:
Комментариев: 0
avatar