Тема: - Что несут Воланд и его спутники миру: зло или добро?


Тема: - Что несут Воланд и его спутники миру: зло или добро?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 55 | Добавил: V_V (13.04.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
0 buzz
13.04.2019 оставил(а) комментарий:
…так кто ж ты, наконец?
-Я часть той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает благо.
Фауст Гёте.

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются сатана и его свита. Главным представителем нечистой силы является Воланд.

Он грозой проносится над Москвой, наказывая непорядочность, эгоизм и алчность. Воланд появился в столице, чтобы "исправить" героев романа, верша "справедливость". Он карает взяточников и пьяниц, воздаёт должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь. Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам нечистой силы. Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам. И Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Стёпа Лиходеев - все получают по заслугам. Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски. Кажется, что все они наказаны по заслугам. А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал, что эти два человека добрые, бескорыстные и любящие друг друга. Кажется, что Воланд со своею свитою делают добро, помогают найти Маргарите её Мастера, но их поступки порождали зло.

Мастер отчаянно боролся со злом, но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой. Воланд ищет в Москве такого человека, который прибегнет к его услугам, но не из-за жадности и ненасытности, а из-за чего-то возвышенного, такого как любовь. Таким человеком, попавшемся в руки сатаны, стала Маргарита. И Воланд овладел её душою, а потом и душою Мастера. Как можно говорить о добре, когда Воланд намеренно решает "помочь" Маргарите, преследуя в этой сделке свою цель. Нечистая сила несёт лишь зло. А пример с Мастером и Маргаритой - это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка. Эта помощь шла не от чистого сердца, а от сатанинского изощрённого ума. Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы, наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится.

Я думаю, что М.Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
0 Oleg74
13.04.2019 оставил(а) комментарий:
Добро и зло - понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу представил нам М. А.Булгаков в романе "Мастер и Маргарита", хотя, как мне кажется, нельзя выделить четких линий добра и зла, но в целом произведение носит жестко критический характер. Причем перед читателем проходят два романа: один роман "О Понтии Пилате", другой роман о "Мастере и Маргарите", связанный с жизнью Москвы двадцатых годов ХХ века. Оба романа сходятся в одной точке - это позиция Воланда и его спутников, оба романа объединены одной идеей - поисками истины и борьбы за нее. Герои, описанные в обоих романах, разные, но они связаны одной сутью. Вражда, недоверие к инакомыслящим людям, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера и Иешуа.

Их обнажают перед нами Воланд (сатана) и его свита. Булгаков наделяет Воланда широкими полномочиями: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает - жизнь или смерть и осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: "Не по разому, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!". За свои четырехдневные гастроли в Москве Воланд, кот Бегемот, Коровьев, Азазелла и Гелла выворачивают наизнанку деятелей окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и обывателей. Воланд определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев - бездельник, развратник, пьяница; Никонор Иванович Босой - взяточник; Фокин - вор; Барон Майгель - доносчик; поэт Рюхин - закоренелый лицемер.

А на сеансе черной магии в театре варьете Воланд в прямом и в переносном смысле "раздевает" некоторых гражданок, и с грустью заключает: "Они люди как люди, обыкновенные, в общем - напоминают прежних". Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Каждое поколение людей обязано вновь решить нравственные проблемы. Одних людей посещает мгновенное озарение, прозрение, которое должно толкнуть человека к самоусовершенствованию.

Рюхин, осознает свою бездарность, и тем самым платит по счетам. Другие - никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, не важно, был или не был Иисус, а важно то, что отрицая его, он может позволить себе все. Но возмездие настигает Берлиоза - он погибает под колесами трамвая. Мастера Булгаков ставит в иную философскую позицию: не все люди могут стать добрыми и что им надо прощать обиды.

Мастер написал роман об Иисусе Христе. Но такой герой не нужен МАССОЛИТу, где принимают стихи о "взвейтесь" и "развейтесь". Свора "литературных" критиков набросилась на Мастера. Он так же, как Иешуа, должен заплатить за право провозгласить свою истину. Сумасшедший дом - вот где находят приют пророки.

Добро не должно быть наказано, Воланд возвращает Мастеру рукопись, сожженную им в минуту слабости. Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Любовь Мастера и Маргариты необычна. Мы привыкли относиться к любви, как к положительному качеству, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос это мнение.

Маргарита - дерзкая, грубая женщина, которая любит власть. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение. Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению.
0 Forget
13.04.2019 оставил(а) комментарий:
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».
Конфуций.

Одними из ведущих тем романа Булгакова «Мастер и Маргарита» являются тема Добра и Зла, а также тесно связанная с ней тема справедливости. Обе этих проблемы развиваются в произведении параллельно – в так называемых «иершелаимских главах», посвященных Иешуа Га-Ноцри и Понтию Пилату, а также в московских главах, описывающих жизнь Москвы 30-ых годов 20 века.
Своеобразным «связующим звеном» между этими главами, а также между миром земным и небесным, между низшим и высшим в романе являются Воланд (то есть сам Сатана) и его свита. Именно Дьявол, а также Коровьев, Азазелло и Бегемот внезапно появляются в советской Москве. Какова же цель их визита?
Чтобы объяснить это, Булгаков дает в произведении портрет современной ему Москвы. В романе этот город предстает как «ад на земле» - безумное место, где сконцентрировались всевозможные человеческие пороки. Именно в Москве в колоссальных масштабах процветает бюрократизм – вспомним эпизод костюмом Прохора Петровича, который сам весьма успешно подписывает бумаги и создает резолюции. Именно в этом городе все сферы жизни поражены взяточничеством (история с председателем жилтоварищества Никанором Ивановичем Босым), здесь процветают приспособленчество (директор Варьете Степа Лиходеев) и распутство (Семлияров).
Кроме этого, Москва погружена в тотальный страх, ведь здесь из своих квартир «мистическим образом» исчезают люди, а жители города поделены на две категории: те, кто пишет доносы (образ Алоизия Могарыча), и те, кто от них страдает (Мастер).
В целом, Москва 30-ых годов, по мнению Булгакова, погружена в атмосферу тотальной безнравственности в самом широком смысле этого слова. Кому же здесь еще появляться, как не самому Сатане?
Однако Воланд и его свита выполняют несвойственную им функцию: они не искушают, а карают тех, кто давно поддался искушению.
Вспомним, что эпиграфом к первой части романа, «представляющей» нам Сатану и его слуг, являются строки из поэмы Гете «Фауст»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Следуя этому «девизу», «темные» герои восстанавливают справедливость – выполняют функцию, которая традиционно приписывается силам Добра. По мнению Булгакова, Добро и Зло, Дьявол и Бог – две стороны одной медали, призванные выполнять единую функцию – восстанавливать справедливость, контролировать баланс светлого и злого в этом мире: «Все будет правильно, на этом построен мир».
И если происходит какое-то нарушение, то в дело вступает тот, кто сильнее. Писатель придерживается мнения, что в данном случае навести порядок в Москве может лишь Сатана.
Поэтому Воланд при помощи своих слуг наказывает взяточника Никонора Ивановича Босого, лжеца Варенуху, бездельника и развратника Степу Лиходеева. «Получает свое» заведующий филиалом, буфетчик Варьете, бездарный поэт Бездомный, и барон Майгель и прочие.
Но Сатана не только наказывает «злодеев всех мастей». Он еще и, в соответствии со своим «кредо», «приносит благо». Ведь не кто иной, как Воланд спасает Мастера и соединяет его с Маргаритой. Кроме того, именно он восстанавливает и текст романа о Понтии Пилате («рукописи не горят»). Дьявол дарует Мастеру столь нужный ему покой, лишив его Света, которого тот не заслужил: «Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет».
Таким образом, на мой взгляд, ответ на вопрос «Что несут Воланд и его спутники миру: добро или зло?» однозначен. Как показывает нам Булгаков, Сатана вернул в этот мир столь нужную ему справедливость – воздал всем по их заслугам. Это значит, как мне кажется, что Воланд и его свита, несмотря на свое «исконное» предназначение, несут в мир добро, активно помогая светлым силам.
avatar