Главная » Вопросы » Школа » Сочинения по русскому языку и литературе

Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
Категория: Сочинения по русскому языку и литературе | Добавил: Ninaarc (09.04.2019)
Просмотров: 45 | Ответы: 12 | Рейтинг: 5.0/1
1 2 »
Ответов: 12
0 spring
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Я слышу все с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. А.А. Блок Александр Блок — поэт многогранный, отразивший свое время во всем его многообразии и полноте. Чутко слушающий время, Блок не мог не понять нарастание революции, не увидеть обездоленных и обиженных. В стихотворении «Фабрика» еще сильны традиции символизма. Поэт создает некий собирательный образ эксплуататора, презирающего рабочих, хотя и живущего за их счет. В соседнем, доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты. Подходят люди к воротам. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. Поэту ненавистен мир эксплуататоров. Он бесконечно сочувствует тем беднягам, которых опять «провели», но Блок и не по другую сторону баррикад. Он пока над ними, хотя и не глух к бедам и чаяниям народа («Я слышу все с моей вершины...»). Позже в стихотворении «Сытые» поэт еще резче и откровеннее выскажет свою неприязнь к тиранам, сравнив их мир с хлевом и ограничив круг интересов лишь насыщением у корыта. Поэт почти доволен, что разрушен этот скудный мирок с ограниченными интересами, он саркастически замечает: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! А потом время как бы пошло вспять, революция захлебнулась. Все вернулось на круги своя. Поэта ужасает безысходность, царящая вокруг. К чему же были все эти усилия и жертвы, если ничего не изменилось. Блоку становится страшно. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Годы реакции совпали с депрессией и упадническим настроением поэта. Блок тяжело переживает испытания, выпавшие на долю России. Это почти собственная боль, которую можно излить лишь в стихах, чтобы облегчить душу. Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь,— который раз? Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять. Кажется, что это написано совершенно другим поэтом, не мечтавшем о радости и земном счастье. Но в том-то и мастерство Блока, что он, как птица Феникс, умеет возродиться из пепла, стряхнуть с себя тяжесть потерь и явить миру совершенно иную лирику, полную надежды и затаенных ожиданий. Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза... Я мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна... Я над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. В этом сила и тайна лирики Блока, ее всеобъемлющий оптимизм.
0 Kaif
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (по лирике Блока)

Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем полным. На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни. В цикле стихов «Город» пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты. Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.
Лирический герой Блока – рыцарь, певец «Прекрасной Дамы», идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель- найти Ту, которой он будет служить. Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире? Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в «страшный мир», в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.
В цикле стихов «Страшный мир» Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое «страшный мир» Блока?
Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются «мертвецы» - люди, потерявшие самое главное в жизни - душу, они теперь живут только плотью и только для плоти , « но надо, надо в общество втираться» и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.
В цикле «Жизнь моего приятеля» в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него «змеиный рай – бездонной скуки ад».
В «страшном мире» - мире «мертвецов» и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – «диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне…

Продолжение ниже
0 Kaif
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Возвращаясь к стихам цикла «Жизнь моего приятеля», нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.
Говорят черти: «Но толпой мы все, как ангелы чисты». Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет! Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
Смерть не хочет его впускать, потому что это просто «стон», а не человеческий голос.
Уже само название цикла «Страшный мир» заставляет читателя задуматься.
«Пляски смерти» - бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках.
В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна «мелочных забот», а душа «безрадостная и черная». Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого. Все так ужасно! Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.
В «страшном мире» у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.
Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…
0 Люсси
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром - умением донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.
Мир лирического героя - это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал "страшный мир". Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые тихотворения, но неизбежно опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А. Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: "И
в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели". Таков мир, описанный в стихотворении "Фабрика":
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
…"Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный"("Пляски смерти"). Здесь страдания не только душевные, но и физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении "На железной дороге" железная дорога символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей - "сонные, с ровным взглядом",
безразличные. А "под насыпью, во рву некошеном" образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда, этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным
этой реальностью - "страшным миром".
"Страшный мир" бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении "Незнакомка", в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: "Я знаю:
истина в вине!". "Страшный мир" настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: "И пьяницы с глазами кроликов "In vino veritas!" кричат".
В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
В стихотворении(из цикла "Пляски смерти") лирический герой - "мертвец", которого по-настоящему уже ничто не интересует, все вокруг для него - дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где "его дарят улыбкой благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак", где приходится вести "условно-светские речи"), именно эти люди еще
"живые". "Мертвец" "шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова".
Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру, в котором смертельно разочарован: "Живым, живым казаться должен он!". Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть "мертва", разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести счастье. А вторая - это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди "живых". Разум жив, а душа … раздавлена этим "страшным миром" - правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно,
сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока - обреченность:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
0 аgent
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
А. Блок

Поэзия А. Блока - это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема "страшного мира". В них отражена "реакция", которую - как писал сам поэт - "нам выпало на долю пережить", которая "закрыла от нас лицо жизни..."
После цикла "Стихов о Прекрасной Даме", овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой - жизнь. Там все люди - манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении "На железной дороге" красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей - довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена - все больно.

Город в произведениях Блока - это каменный склеп, куда не поступает ни капли свежего воздуха. Все в нем пропитано сыростью, затхлостью, мрак давит со всех сторон, даже стены домов дышат ненавистью. Ужасный мир спустился над героем и вот-вот поглотит его. Вокруг себя он видит одну лишь несправедливость, социальное зло, постоянное угнетение обычных рядовых людей, вынужденных убивать себя непосильным трудом, лишь бы заработать копейку на хлеб.
Невероятно реалистично изображены страдания простого народа в стихотворении "Фабрика", когда "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине" и "медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ". Мы видим ярчайшую картину жестокой действительности. Окружающий мир мертв, бездушен, механическое существование движется по замкнутому кругу, из которого никому не удается вырваться. По моему мнению, это очень хорошо подчеркивают следующие
строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

В этом, одном из наиболее известных стихотворений Блока, нашим глазам открывается авторское понимание существующего в России строя. Короткие, рубленные фразы, чеканные слова создают впечатление безысходности, бессмысленности бытия. Даже
смерть не может вывести из этого адского круга:
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь...

Продолжение ниже
0 аgent
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
Очень символичен образ фонаря, который, казалось бы, должен был светить в ночи, но его "бессмысленный и тусклый свет" не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы. Однако, в этом стихотворении, да и во всей поэзии Блока, рисуется не только внешний "страшный мир", который очевиден для всех, но и мир, скрытый в душе поэта. Мне кажется, что изображаемый в произведениях Блока лирический герой - это и есть сам поэт. И все нравственные страдания, выпавшие на долю автора, он вложил в образ своего героя, заговорил его устами. Вся грязь окружающего мира заставляет Блока поверить в то, что в этой жизни нет и не может быть никаких изменений к лучшему. "Исхода нет" - вот приговор, вынесенный поэтом. Личность уничтожена, душа мертва, человек - "стальная, бесстрастная птица... без любви, без души, без лица".
Мир - бездумная дьявольская пьеса, где каждому отведена своя бессмысленная роль. Все играют по придуманным кем-то правилам, для чего и зачем - никто не задумывается. Сам же А. Блок воспринимает все несколько иначе: он видит - не может не видеть - грязную изнанку жизни, такова по сути участь настоящего поэта.
Блок, не стесняясь, обнажает душу перед читателем, показывая свои сомнения, постоянно отыскивая причину страданий - как собственных, так и общества в целом. Но поэт не называет виновных, - он предоставляет это право тем, кто читает.
Очевидно одно - виновата не личность, не конкретный индивидуум, а все вместе: небо, люди, обстоятельства, существующий строй, а, может быть, и сама судьба.
"Страшный мир" Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, - его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении "О весна без конца и без края" автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою "Викторию".
Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла "Пляски смерти" мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому "тяжко... среди людей живым и страстным притворяться..." У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот "страшный мир" таким, какой он есть.

За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
"Усталый друг, мне странно в этом доме." -
"Усталый друг, могила холодна."

"Настоящие" слова - не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе.
Спустя несколько лет поэт напишет поэму "Соловьиный сад". В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.
"Страшный мир" Блока опять - в который раз! - претерпевает изменения.
Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его "страшном мире" - путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!
0 Biz-ledy
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
Здесь камни похожи на мыло,
А сталь похожа на жесть…
И слабость – как сила,
И правда – как лесть…

В. Цой

Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка
векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петербург, где поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его противоречивые ужасы и ужасные
противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место «Страшному миру».

«Страшный мир» действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Поднимаясь из тьмы погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и вонючих канав («Незнакомка»).

Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами «с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным и оскорблённым» Блок противопоставляет «сытых» - хотя и богатых материально, но весьма недалеких и духовно
нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключением. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.

Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало, люди, точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба «страшного мира». А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать
своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.

Продолжение ниже
0 Biz-ledy
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
«Страшный мир» полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и «сытых», векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное противоречие - несовместимость «страшного мира» и всего прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения «На железной дороге». Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком (“Холодный день”), становиться “прекрасным далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться предметом купли-продажи (“В ресторане”).

Время здесь может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря рабочих, может стоять на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все события катастрофически повторяются, время замыкается в кольцо (“Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь начало
новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет. И жизни нет.”

Раз уж зашёл разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» - самая настоящая клетка для человека, и многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него примерно как герой песни Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:

Уйду на волю,
Бензин канистра…
Дайте спички!...
Да будет свет!!!

«Но разве это выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается поиском выхода. Он как и автор видит и понимает действительность и так же непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как может. И в конце концов, выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную Даму вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не страшна герою, пока безумствует мечта…»
Мечта – вот он, осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу…» К словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот третья часть великой правды. Самоубийство – путь для слабых и отчаявшихся. А остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь
- мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение человечества.

В заключении мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова «реальный мир».
Я это сделал по той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален мир прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная женственность» - это энергия жизни, любви, мечты способная вырвать человека (и в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей Системы и открыть истинный мир, истинный смысл жизни…
0 V_V
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности “Стихи о Прекрасной Даме”, где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет “страшным миром”. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения “Фабрика”, которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из “желтых окон”, “недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине” и, подобно купринскому Молоху, поглощает их. Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: “Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели”.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении “На железной дороге”. Железная дорога здесь — образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — “сонные, с ровным взглядом”, безразличные ко всему. А “под насыпью, во рву некошенном”, лежит женщина, раздавленная “любовью, грязью иль колесами”, раздавленная жизнью. Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А. Блока — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного “страшным миром”.

Продолжение ниже
0 V_V
10.04.2019 оставил(а) комментарий:
Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении “Незнакомка”: “пьяные окрики”, “испытанные остряки” в котелках, пыль переулков, “сонные лакеи”, “пьяницы с глазами кроликов” — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит “берег очарованный и очарованную даль”, то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты: Незнакомка существует только в его душе.
В стихотворениях поэта звучат “песни ада”, вокруг героя стихов — бесовские “пляски смерти”, вселенная пуста, а люди превратились в маски, потерявшие “невзначай” душу.
“Страшный мир” не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма “Соловьиный сад”. Как жить, куда идти? “Наказанье ли ждет или награда?” Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Соловьиный сад — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот край безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. Единственный путь человека в мире — это путь постижения мира, каким бы ужасным он ни был.
Последней трагедией в жизни лирического героя Блока, да и самого поэта, становится революция, которая выпускает на волю все те стихийные начала, которые не могут быть подвластны человеку. Мир рушится, и как бы ни хотел Блок увидеть впереди Христа, он лишь безнадежно вглядывается в мрачную тьму метели. Стремление Александра Блока постичь “страшный мир” привело поэта к трагическому финалу. Но разве не это предвидел он, когда писал в стихотворении “К музе”:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
1-10 11-12
avatar