Главная » Вопросы » Школа » Сочинения по русскому языку и литературе

Тема: - Любовь в лирике А. Блока
Тема: - Любовь в лирике А. Блока.
Категория: Сочинения по русскому языку и литературе | Добавил: МихалычЪ (06.04.2019)
Просмотров: 45 | Ответы: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 10
0 Сахават
06.04.2019 оставил(а) комментарий:
Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Но так ли это? Можно ли интимную лирику Блока ставить в один ряд с многочисленными чувствительными “стишками”, которые с умилением переписывали в свои альбомы восторженные барышни в давние времена, как делают это и сейчас?
Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество. Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.
В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. В стихотворении “Ищу спасенья” Блок, рисуя светлый облик своей мечты, восклицает:
Там сходишь Ты с далеких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер.
В Тебе — спасенье!
Поэт открыл, как ему казалось, вечную Душу Мира, он нашел ту путеводную звезду, поиски которой составляли содержание его ранних стихотворений. Новый образ захватил сознание поэта. Ему казалось, что за пределами реального мира есть особый, таинственный, прекрасный мир. В этом мире царит Душа Мира, Дева Света, Вселенская Любовь. Ей — Владычице Вселенной — посвящены “Стихи о Прекрасной Даме”. Цикл этот писался в пору его увлечения своей невестой — Любовью Дмитриевной Менделеевой.
Поэт жил надеждой на приобщение в мире мечты к Вечной Красоте, Добру. Поэтому в “Стихах о Прекрасной Даме” торжествуют настроения радостного ожидания, предчувствия неземных восторгов. “Стихи о Прекрасной Даме” — это поэзия поклонения Красоте, Любви, представляющейся юному Блоку таинственной, мистической, неземной. Для него поклонение Прекрасной Даме — олицетворению всех этих начал — прямо-таки религиозный обряд:
Вхожу я в темные храмы.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Но так казалось Блоку. На самом деле, не умея понять происхождения волнующих его поэтическое сознание образов, он, во многом воспринимая жизнь сквозь книги, воспевал в своих символических картинах красоту и величие все-таки самой жизни. И именно так, как живое, родное, близкое, воспринимаем мы “Стихи о Прекрасной Даме”. При всей их туманности они имели в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. Стихи в честь Прекрасной Дамы привлекают нравственной чистотой и свежестью сердечных движений, искренностью и возвышенностью чувства. Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Блок тянулся к положительному идеалу, обнаженная эротика декадентов была ему чужда. Позднее поэт обронил знаменательные слова о своей первой книге: „Стихи о Прекрасной Даме" — уже этика, уже общественность”. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания обескрыленного буржуазного уклада жизни.
В этом смысле как развитие образа Прекрасной Дамы можно рассматривать образ Незнакомки из одноименного стихотворения Блока. Но возникает он в мире кричащих противоречий. Герой противопоставлен окружающей его мещанской пошлости. Но он не может вырваться из нее. Незнакомка тоже оказывается грезой. Увлеченный мечтой, поэт лишь мысленно видит “берег очарованный и очарованную даль”. Он обречен на одиночество, его единственный друг — его отражение в стакане. Так автор передает одиночество героя в мире окружающей пошлости.
“Страшному миру” обывательщины и мещанства он стремится противопоставить красоту лучших человеческих чувств — любви, верности (стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...”). Однако реальное счастье видится лишь в прошлом: завернувшись в “синий плащ”, любимая ушла в “сырую ночь”.

Продолжение ниже
0 Сахават
06.04.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...” дает пример замечательной музыкальности строк, являющейся характерной чертой поэзии Блока вообще. Те дни, когда лицо любимой “сияло”, сменили иные, страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Однообразие рифм как бы подчеркивает глубину передаваемой драмы: “снизошло... нашла... ушла... прошла”. В заключительной строфе автор словно хочет повторить первую строку стихотворения, но он уже не думает о доблестях, о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. Эта всепоглощающая любовь уходит, и уходит безвозвратно, но уносит с собой все:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Тема недостижимости любви в бесчеловечном обществе — один из мотивов стихотворения “На железной дороге”, в котором запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем. Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. В нем люди тоже разделены на бедных и богатых, счастливых и несчастных. Глубокой скорбью проникнуты заключительные строки о девушке, покончившей с собой:
Не подходите к ней с вопросами.
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Блок писал когда-то: “... чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он “свое” и “не свое”, поэтому в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой”. Эту мысль подтверждают многие стихи поэта, посвященные интимным переживаниям, но преисполненные мучительных раздумий о мире и человеке в нем.
0 damian
06.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения. Ранние стихи Блока наполнены таинственностью. Женский образ предстает скорее символом, чем реальным существом. Это божественный символ Женского Начала, Матери Мира. Цикл "Стихи о Прекрасной Даме" обращен к "Царевне", к "Вечной Жене":
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
В другом стихотворении этого цикла Блок описывает Ее присутствие в храме. Возможно, занятого мыслями о Ней, церковная обстановка впечатляет на описание этого образа:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы :
В мерцанье красных лампад...
Постоянное ожидание чуда, надежда на встречу с Высшим миром окутывают раннюю лирику поэта. Но позже меняется сам автор, меняются и его произведения. Целые циклы посвящены его земной, настоящей любви. Цикл "Фаина" содержит в себе два совершенно различных стиля. Стихотворение "Заклятие огнем и мраком" — яркое, наполненное ликованием и стремительностью написания. Его отличает быстрый темп, ритмичность, восторженность. И вдруг совсем по-другому, осторожно, тихо он обращается к ней:
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
Без торжественных вскриков он размышляет, говорит, что хотел бы, чтобы она влюбилась в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Совсем другой слог, другое чувство — спокойствие и одновременно красота. И дальше такой же "странный" стих, как продолжение:
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Эти два стихотворения как затишье, пауза в стремительном движении. В них звучит отдаленная, пространная музыка, которая едва слышна вдалеке. А перед нами двое — он и она. Причем не в заоблачных далях, не в мистических образах, а простые, такие, как есть. Он сердится, что целуются не они, а голуби, а она переживает за кота, который "с трудом лепится по краю крыши, подстерегая целующихся голубей". Замечательная находка: "лепится".
В цикле "Вольные мысли" Блок наполнен реальностью жизни, ее настоящими, житейскими чертами. Любовь, радость, горе и счастье людей становятся основным предметом внимания поэта. В стихотворении "В дюнах" Блок с новой силой передает образ пюбви. Свободолюбивый и решительный, он возглашает:
Я не люблю пустого словаря
Любовных слов и жалких выражений:
"Ты мой", "Твоя", "Люблю", "Навеки твой".
Я рабства не люблю...
И тут же, еще не опустив гордую голову, он проносится через время и признает:
Так думал я. И вот она пришла
И стала на откосе. Были рыжи
Ее глаза от солнца и песка...
... "Моя! Моя!" — И пусть она мне крикнет:
"Твоя! Твоя!"
Не только земные женщины, но и литературные образы вдохновляли поэта предавать свои чувства перу: Сольвейг, Кармен. В стихотворении своей жене Блок называет ее Офелией. Вообще герои из разных произведений всех времен, исторические личности постоянно присутствуют в стихах поэта. Искренний и свободный, сам Александр Блок стремился, чтобы потомки поняли его "сокрытый двигатель" так:
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
0 V_V
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Любовная лирика — важная страница творчества любого поэта. В ней он открывает свою душу, говорит о самом сокровенном. В кризисном, катастрофическом XX столетии любовная лирика выражает безмерно усложнившиеся связи между людьми, утверждает ценность каждого мгновения человеческой жизни.

В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта — «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, — дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным.

Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви — Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь — порыв, ожидание, неизвестность:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце, звеня:

Ты говорила: «Приду...»

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад...

Неизвестно, осуществится ли это ожидание, оно важно само по себе, как устремленность к идеальному.

Кроме того, любовь в лирике тома преображает реальный мир до неузнаваемости:

Пять изгибов сокровенных

Добрых линий на земле,

К ним причастные во мгле

Пять стенаний вдохновенных...

В этом четверостишии совершенно невозможно узнать пять линий Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева, как явствует из прозаического комментария к данному стихотворению. Зори, закаты, синева и лазурь — все оказывается преображенным чувством поэта.

Во втором томе блоковской лирики любовь становится иной. Перед нами — любовь-страсть, дитя «страшного мира». С одной стороны, это чувство взаимное, реализованное, соединившее двух людей:

И как, глядясь в живые струи,

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

И когда со мной встречаются

Неизбежные глаза, —

Глуби снежные вскрываются,

Приближаются уста...

С другой стороны, это чувство стихийное и темное, роковое, влекущее к гибели. Встреча с возлюбленной представляется фатальным событием, которого можно не желать, но которое не может не свершиться.

Я не открою тебе дверей.

Нет. Никогда.

И снежные брызги влача за собой,

Мы летим в миллионы бездн...

Полет, кружение, огонь — основные метафоры любви-страсти. В этой стихии полностью преображается душа лирического героя.

Новый этап развития темы любви — третий том блоковской лирики. Любовь в этом томе трагическая, потому что поэт явственно видит нестойкость этого чувства в подвижном

меняющемся мире. Любовь здесь — лишь воспоминание, яркость которого усиливается жгучим чувством утраты:

Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку —

Не дыша.

Снится — снова я мальчик, и снова любовник,

И овраг, и бурьян...

Но утрата принимается как неизбежность, точно также как и трагедия любви оказывается внутренне необходимой из-за духовного просветления, возникающего в результате переживания этой трагедии.

Итак, тема любви эволюционирует вместе с миросозерцанием поэта. В развитии этой темы, как в зеркале, отразился духовный путь, пройденный поэтом. Этот путь вобрал в себя трагические противоречия эпохи, мощное движение истории, наедине с которой отныне и навсегда остается человеческая личность.
0 buzz
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александра Блока считают гениальным лирическим поэтом. А лирическая поэзия в сознании читателей всегда будет связана прежде всего с темой любви. Сила личности поэта, обаяние лирического героя, красота и точность слова — где берут они начало, как переплавляется жизнь в бессмертные стихи? Анна Ахматова обмолвилась:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи, как лебеда...

В 1903 году были опубликованы 10 стихотворений Блока в журнале «Новый путь». Это была первая серьезная публикация молодого поэта. Читатели восприняли стихи не просто по-разному, произошел настоящий раскол, резко проявивший разницу в мировоззрении, видении жизни, понимании чувства у разных людей. Многие из тех, кто считал себя представителем культурного, образованного слоя, читающей элитой, были возмущены и шокированы. Поднялся крик: что это, мол, за стихи о «Прекрасной Даме», мы в молодые годы шалили и тоже писали «дамам», но не печатали, а прятали в стол или показывали самым близким друзьям! Но проницательная молодежь и наиболее чуткая критика сразу уловили оригинальность и абсолютную новизну не просто стиха, но темы и традиции. Культ Прекрасной Дамы чужд русской культуре. Это явление, широко распространенное в традиции западного рыцарства, куртуазности, породило огромный пласт европейской поэзии. Но Россия до сих пор не знала чистого чувства поклонения идеалу женщины, воплощению Вечной Женственности. Об этом сказал юный Блок:

Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла

Над берегом Невы и за чертой столицы?

Не ты ли тайный страх сердечный совлекла

С отвагою мужей и с нежностью девицы?

(...)

Тебе пою, о, да! Но просиял твой свет

И вдруг исчез — в далекие туманы.

Я направляю взор в таинственные страны, —

Тебя не вижу я, и долго Бога нет.

Но верю, ты взойдешь,

И вспыхнет сумрак алый,

Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.

Стихи посвящены реальной женщине? Нет. Но невозможно упрекнуть поэта в отвлеченной безжизненности, потому что стихи — о Женщине, о той, что может подарить такую силу чувства, что без нее нет не только жизни, нет Бога. Страшные, кощунственные и отважные строки. Но так жили и чувствовали тогда, такие были правила игры, за которую платили жизнью. А в реальности жила Любовь Дмитриевна Менделеева, которая не была неземным созданием и любовь к которой принесла много горя Блоку и Андрею Белому. Но ни одной строкой, ни в стихах, ни в дневниках, ни в письмах не упрекнул ее поэт в том, что она — не идеал и не желает соответствовать идеалу. Такая сила и чистота любви в стихах Блока, что, как сказала Марина Цветаева, «всю Россию накрыл крылом синий плащ Любови Дмитриевны», когда

Ты в синий плащ печально завернулась,

В глухую полночь из дому ушла...

Высокое, верное служение мечте о нездешней любви, беззаветная восхищенная преданность той, кого он считает воплощением Вечной Женственности, восторг и преклонение, которые рождает каждая встреча — вот блоковская любовная лирика. Но идеальная женщина живет не в вымышленном романтическом мире замков и дворцов.

Продолжение ниже
0 buzz
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Блок видит ее в окружении реального пейзажа города, русской природы, толпы или безмолвия и одиночества:

Кругом далекая равнина,

Да толпы обгорелых пней.

Внизу — родимая долина,

И тучи стелются над ней.

(...)

И все, что будет, все, что было, —

Холодный и бездушный прах,

Как эти камни над могилой

Любви, затерянной в полях.

Родимая долина, поля, где похоронена любовь, — не романтический реквизит, а настоящая родина Блока, имение Шахматове.

Блок видит за внешней, грубой, низкой оболочкой действительности что-то иное, какую-то тайну, свет любви. Свет чистой души поэта меняет мир:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Я каждый день издалека

Следил за ней, на все готовый...

Мелькали желтые огни

И электрические свечи.

И он встречал ее в тени,

А я следил и пел их встречи.

И я, невидимый для всех,

Следил мужчины профиль грубый,

Ее сребристо-черный мех

И что-то шепчущие губы...

Самоотверженность поклонения дана в этих стихах скупо, одним-двумя штрихами. Поэт «следил, на все готовый», но это готовность лишь воспевать чужие встречи. Тайные свидания, неромантическая подкладка действительности становятся предметом не зависти, а чистого чувства, когда влюбленный готов отдать женщине все: цветы, стихи, драгоценности, любовников, — только бы она была счастлива, а сам остается в тени. Боль прорывается только в одном эпитете: «мужчины профиль грубый», но ни одним словом поэт не оскорбит и не унизит женщину.

Проходят годы, и любовь в стихах Блока перетекает из поклонения Женщине через прозрение идеала в реальности к признанию только этой, живой, из крови и плоти женщины. Та, с которой он встречался где-то в неизмеримых высотах, теперь пришла в его жизнь.

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Мы знали знаньем несказанным

Одну и ту же высоту

И вместе пали за туманом,

Чертя уклонную черту.

Но я нашел тебя и встретил

В неосвещенных воротах,

И этот взор — не меньше светел,

Чем был в туманных высотах!

Так стихи о любви служат простому и суровому уроку: мечта не разбивается о жизнь, если человек может увидеть высоту неба даже в городской луже, если не мечты с возрастом мельчают, а поэт поднимает жизнь и все, что в ней есть, на высоту, доступную только полету ангелов...
0 Forget
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень животного.

"По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", - пишет он в "Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции.

Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока можно было бы сказать: "Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни". С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. "О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!" - пишет Блок.

Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.

"Незнакомка" - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.
0 Ferst
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
...Трагический тенор эпохи. А. Ахматова

Существует такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как принадлежность большинства символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, Константин Бальмонт и другие) к чистым лирикам, главным содержанием творчества которых было отражение в поэзии чувств, и прежде всего любви, так и самая суть символизма как художественного метода.
Не вдаваясь в теорию, скажу, что символист в своих творениях отражает не объективный, а трансформированный, пропущенный через внутреннее видение поэта мир, а это внутреннее видение становится следствием невидимых и таинственных связей с Творцом, Демиургом, Создателем всего сущего. По мнению символистов, эта связь обеспечивает творческим личностям знание замысла Божьего, которого лишены все простые смертные. Знание же это приводит к установлению для слов естественного языка произвольных, понятных только посвященным значений, — по этой черте (слово становится символом) получили свое название и метод, и литературное течение конца XIX — начала XX веков.
В наши дни из всех русских символистов наиболее известен Александр Александрович Блок. И это понятно: чтение стихов или прозы символистов требует особого душевного настроя и тяжкой работы души и разума. Но если не лениться, то войдешь в удивительный мир красок и образов, соприкоснешься с ранимой, трепетной душой автора, поймешь, какой напряженной жизнью жила интеллигенция уже далекого для нас XIX века. И навсегда, как когда-то Анна Андреевна Ахматова, полюбишь тонкую, изящную и одновременно тревожную и трепетную поэзию А. Блока, в которой “мелодией одной звучат печаль и радость”. По-блоковски органично эти мотивы переплетены в любовной лирике певца Прекрасной Дамы.
Андрей Белый назвал своего гениального друга и соперника “первым поэтом земли русской”. С этим трудно не согласиться. Как XIX век был озарен гением А. С. Пушкина, так и XX век нельзя представить без трагического голоса Александра Блока. Этот трагизм явлен во всем: в воспевании любви и неудачах в интимной жизни, в приверженности символизму и в сознательном переходе к реализму, в принятии революции и разочаровании в ней накануне смерти, в страстном обожествлении России и ощущении собственной вины перед ней. При этом поэт всегда и во всем остается удивительно цельной личностью, наверное, потому, что слушал жизнь “всем сердцем”. И совершенно естественно, что первой это сердце посетила любовь.
Трудно найти в поэзии автора, который не писал бы о любви, не обожествлял бы предмета своего обожания. Любовь — чувство, возвышающее человека, делающее его чище и благороднее — обеспечила блестящий дебют А. Блока в литературе, сразу поставила его на первое место в плеяде русских лириков.
В “Стихах о Прекрасной Даме”, носящих следы сильного влияния философии и поэзии Владимира Соловьева, Блок придает и своей любви, и возлюбленной черты божественной избранности. Его лирический герой — раб “Владычицы вселенной”. Бели в русской поэзии Любовь всегда символизировала победу жизни над смертью, то у Блока любовь — победу над пошлостью, несправедливостью, насилием, переполняющими жизнь. Именно в романтическом мире неземной любви находит успокоение лирический герой Блока:

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Лирический герой блаженствует, страдает, испытывая такие сильные чувства, что готов даже принять смерть:

За краткий сон, что нынче снится,
А завтра нет,
Готов и смерти покориться младой поэт.

Кажется, герой живет лишь мечтой о встрече со своим идеалом. Но в то же время он и страшится этой встречи, опасаясь, что приход Прекрасной Дамы в реальный мир изменит “любимые черты”:

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую
Тебя... Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне — изменишь облик ты.

Меня поразила одна мысль Владимира Орлова, лучшего знатока творчества А. Блока в отечественном литературоведении. В книге “Гамаюн” он сказал, что за всей туманностью, недосказанностью, символикой “Стихов о Прекрасной Даме” пытливый читатель обнаружит все перипетии развития
любовных отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, ставшей женой поэта, но так и не сделавшей его счастливым человеком. Видимо, поэтому и страшится юный поэт, что реальность может быть грубее, приземленнее идеала.

Продолжение ниже
0 Ferst
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Этот страх, однако, не изменил самого отношения Блока к великому чувству. Я узнаю в его стихах пушкинскую удивительную способность видеть в женщине божественное начало. Как и певец “гения чистой красоты”, Блок возносит любимую женщину на пьедестал богини:

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

Мне кажется, что стихотворение “Девушка пела в церковном хоре” можно назвать шедевром мировой любовной лирики, хотя в нем нет еще самой любви, есть лишь ее предчувствие. Но такой и должна быть настоящая любовь, чистая и светлая, какой предстала перед поэтом эта, по-видимому, незнакомая ему хористка.
Однако пора юношеских порывов и мечтаний проходит, рядом с ними обнаруживается реальная, далекая от идеалов жизнь. Горькая действительность (неудачный брак, поражение первой русской революции и наступившая реакция) меняет настроение поэта, его мироощущение. Серость и пошлость обыденной жизни, где

...Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки,

преодолевается поэтом с помощью образа прекрасной незнакомки, героини одноименного стихотворения поэта. Для завсегдатаев загородных ресторанов, ищущих “истину в вине”, женщина по-прежнему остается тайной. Она не запачкана ни пошлостью, ни грязью, ни пороками, своим присутствием она поэтизирует обыденность, смиряя сердце, давая утешение душе, сохраняя уже готовую уничтожить себя жизнь:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено...
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Женщина создана для любви. И если судьба распоряжается иначе, то никто не смеет осудить ее:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь.

Я очень люблю поэтический цикл “Кармен”, навеянный встречей А. Блока с певицей Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии испанской цыганки в опере Визе. В этих стихах перед нами уже не романтическая любовь, а страстное и стихийное чувство, определяющее судьбу лирического героя:

Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.

Меняется возлюбленная: перед нами уже не символ возвышенной любви, “золотокудрый” демон, в чьем голосе слышится “рокот бурь”. Меняется и лирический герой: из робкого раба Прекрасной Дамы он превращается в пылкого возлюбленного. Интересна деталь: образ лирического героя явлен в двух ипостасях. Это и поэт, который

Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны,

но в то же время и возлюбленный Кармен Хозе, чье сердце пронизано мучительной ревностью:

Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...

Однако любовь-страсть не может быть долговечной, она неизбежно заканчивается трагедией разочарования, пресыщения и душевной опустошенности:

Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы потом упасть.

Когда А. Блок написал поэму “Двенадцать”, его противники яростно язвили, что на смену “Прекрасной Даме” пришла “толстоморденькая” Катька. Я думаю, что Катька олицетворяет женскую судьбу в новых условиях, когда осквернена любовь, осквернена сама жизнь.
Для меня Александр Блок — самый великий поэт XX века, певец тончайших движений человеческой души. Закончить свое сочинение я хотела бы строками из стихотворения А. Ахматовой, написанными на смерть А. Блока:

Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, —
Александра, лебедя чистого.
0 Люсси
09.04.2019 оставил(а) комментарий:
Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора. Впервые его стихи публикуются в 1903 году в журнале “Новый путь”.
Творческую судьбу Блока во многом определили сильные чувства к Л.Д. Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями В. Соловьёва.
Александр Александрович – первый лирик своего времени. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. В юношестве любовь для него это романтический порыв, восторг, радость, но в то же время – томление, печаль и огорчение. Это ярко представлено в его первом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”. Данный цикл был попыткой поэта разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного. Поэтому так глубоко вглядывается он в свою душу, так напряжённо ищет свою Прекрасную Даму, так трагически воспринимает малейшие изменения в отношениях с ней. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
В этом отрывке мы видим тревогу внутреннего мира лирического героя. Он ждёт свою Прекрасную Даму («Предчувствую Тебя») на протяжении долгого времени («Года проходят мимо»). Герой на столько влюблен, что ничего не замечает вокруг, всюду видит свою единственную («Всё в облике одном…»). При мысли о ней его «бросает в огонь». Он ждёт и, в тоже время, боится ответа, испытывая радость («Весь горизонт… - ясен») или печаль («Весь горизонт в огне…»). Но герой уверен только в одном, что будет ждать «тоскуя и любя».
В стихотворениях этого сборника нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, за ними и угадывается природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока. Здесь очень много чувства и нежности.
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.
В таких строчках чувствуется обожание той женщины, о которой стихотворение, и немного тоски. Тоски по тому, что ушло и уже не вернёшь.
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Певец Прекрасной Дамы создаёт свой идеал на границе мечты и действительности. И как ни временно Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Но пока ещё в душе поэта таится смутное ощущение неблагополучия в большом мире.
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать…

А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.

30 декабря 1908 года Блок пишет стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”, которое имело реальную биографическую основу (Л. Д. Менделеева покидает семью и уезжает на гастроли с труппой Мейерхольда). Лирический герой и его чувства в этом произведении очень реальны, ведь это сам автор и его душа.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Но эта высокая безгрешная любовь навсегда ушла из жизни поэта, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть.
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Но нельзя сказать, что это стихотворение о любви и только. Это произведение о родине “горестной”, где так живёт и так страдает человек.
От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды уступают место сомнениям, ожидание любви – боязни ее крушения. Так в стихотворении “Нет, никогда моей, ты ничьей не будешь” “печаль” и “радость” сливаются в единую “мелодию”.
Один из величайших лириков века, Блок, создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира.
avatar