Судьба русской деревни в повестях Ф. Абрамова


Судьба русской деревни в повестях Ф. Абрамова.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 58 | Добавил: Biz-ledy (28.03.2019) (Последнее изменение: 28.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
0 V_V
28.03.2019 оставил(а) комментарий:
В русской литературе так называемая «деревенская проза» занимает особое место. Устав от трескучих фраз, лжи, диссидентства, люди вернулись к простым и высоким ценностям — доброте, красоте отношений, жертвенности любви. Искать идеал стали не в больших городах, а там, где сохранились подлинно народные нравственные критерии, не зависящие от моды и требований «политического момента». «Малая родина» Федора Абрамова — русский Север — источник его вдохновения и тема его книг.
Главная книга Абрамова — тетралогия «Братья и сестры». Первый роман рассказывает о военном времени, о деревенских женщинах, на которых легла вся тяжесть быта, труда, материнской любви. Мужчины ушли на фронт, но жизнь продолжалась. Чтобы жить, нужно было кормить и растить детей, нужно было взвалить на себя бремя непосильного труда и выдержать. И люди выдержали, потому что жили как братья и сестры, помогая друг другу. Спасло то, что называется «круговая порука добра».
Весна. Деревенская посевная страда. В колхозе не осталось зерна, нет лошадей. Анфиса Петровна Минина, председатель колхоза, обращается к «миру», по древнейшей русской традиции. И «мир» охотно идет на помощь. Люди отдают зерно, оставляя себе минимум. Нет никого, кто отказался бы, думая только о своем благополучии. Даже те семьи, где много детей, откликнулись на просьбу о помощи. Работали сутками, пахали и сеяли кто на корове, кто впрягался сам. Дети помогали, как могли, и, измученные, засыпали в школе за партами. Совместный труд, ощущение единства, помощь и поддержка помогают людям справиться с непосильной работой. Они сохраняют радость, не унывают, находят силы не только работать, но и песни петь.
От работы не плачут. Но война приносит горе почти в каждый дом. Похоронки черными птицами залетают в дома, и тогда плачут женщины. Но горе не может избавить от необходимости жить дальше, кормить и растить детей, поднимать хозяйство. На помощь опять приходит «мир», приходит любовь и взаимовыручка в семье. Последующие три романа тетралогии Абрамов посвящает истории одной из семей деревни Пекашино — семьи Пряслиных. На фронте погиб отец. Анна Пряслина осталась вдовой с шестью детьми. И главой семьи приходится стать четырнадцатилетнему Михаилу, который взваливает на себя заботу и ответственность за мать и пятерых братьев и сестер. Эти люди не жал ют себя, не считают, что им пришлось тяжелее всех. Они даже не видят ничего особенного в такой самоотверженности. Двенадцатилетняя Лиза Пряслина заменила в доме мать, в пятнадцать У работала на ферме. А ведь была еще учеба в школе, домашнее хозяйство, потому что мать с утра до ночи работала в поле.

Герои Федора Абрамова — воплощение лучших черт русского национального характера. Это труженики, беззаветные и скромные, честные и любящие люди. Писатель рассказывает о них просто, без излишнего пафоса, но так, что становится ясно: на плечах этих людей, на их самоотдаче и держится страна. Именно в труде люди проникаются чувством родства, единства не по кровным связям, а по общей судьбе.
Больно и страшно читать страницы, рассказывающие о послевоенной деревне. Трудолюбие и самоотверженность жителей Пекашина не спасают их ни от работы «за галочку», когда за трудодень не получали ничего, ни от голода, ни от тех государственных мер, которые высосали из деревни все жизненные соки, опустошили ее, прогнали людей, которые были плоть от плоти своей земли, в города. Раскрестьянивание деревни — вот о чем с горечью пишет Абрамов. Уничтожив деревню, уничтожили традиции, огромный пласт культуры, надругались над духовными ценностями русского народа — к такому выводу приходит писатель. И спустя десятилетия мы понимаем, как он был прав. Корни и истоки многих нынешних бед лежат именно в том времени, которое разрушило целый мир, не построив ничего.
0 buzz
28.03.2019 оставил(а) комментарий:
В произведениях Ф. Абрамова остро поставлен вопрос о раскрестьянивании, о массовом уходе людей из деревни в город, о судьбе человека, вынужденного покинуть деревню, но так и не нашедшего своего места в городе. «Деревенскую прозу» считают «великим феноменом второй половины XX в.». Теоретик и практик Ф. Абрамов вслед за поэтами и прозаиками новокрестьянского направления 1910—1930-х гг. заговорил об исходе крестьянской цивилизации, о том, что деревня является «материнским лоном», где зарождался и складывался национальный характер. Писатель сформулировал кредо современной литературы — «всеми силами будить в человеке человека».

В повестях «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» воплощена история русской деревни, многострадальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины. Трилогия начинается повестью «Деревянные кони». В ней рассказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. И жизнь эта была далеко не легкой. Шестнадцати лет Милентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката — непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла Милентьевна, выдержала все невзгоды.

И даже теперь, несмотря на свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое утро уходила в лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой десяток.) Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыновей), так как внучке обещала приехать к «школьному дню». И вот, несмотря на свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь от порывов ветра и слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное внучке.

Повесть «Пелагея» рассказывает нам о другой женской судьбе. Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пекарша, с зари до зари работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще надо и по дому справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем, больным успеть ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа и егоза, которая не может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на гулянках. Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Да и не могла она жить без своей пекарни. Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была невозможность работать. «Не умела болеть Пелагея». Не могла она примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.

А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине: от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. «Да как тут жить дальше?» — ищет она ответа и не находит его.

Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя.

Заключительная повесть трилогии — «Алька». Героиня ее — Алька — дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не закованная в железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и работает официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь всего тяжелым трудом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем, что работает в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В будущем она хочет стать стюардессой (и становится ею).

Продолжение ниже
0 buzz
28.03.2019 оставил(а) комментарий:
Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее мать. Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она вспоминает об умершей матери, о том, как неустанно работала та всю жизнь ради нее, Альки, о том, что не приехала проводить свою мать в последний путь. И так горько становится на душе у Альки. В этот момент она решает остаться в деревне, даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в город, забрать пятьсот рублей, «остатки от распроданного родительского добра». Но именно эта поездка все изменяет. Снова окунувшись в городскую жизнь, она уже не тянется в деревню. Что деревенская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. «Жалковато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра надо расстаться».

В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщины тридцатых—семидесятых годов. Мы можем увидеть, как постепенно изменялся этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была «привязана» только к дому да работе на земле, но постепенно у нее появляются другие возможности.

Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спокойно покидает деревню.

Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.

Первые два романа: "Братья и сестры" и "Две зимы и три лета", вместе с романами "Пути-перепутья" и "Дом" составляют тетралогию "Братья и сестры", или, как назвал их Федор Абрамов, "роман в четыpеx книгах".

Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино) , эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. В «Братьях и сестрах» показана деревня в самый напряжённый год войны(весна и лето 1942). В романе «Две зимы и три лета» - переход от войны к миру(с весны 1945 по январь 1948). В «Путях-перепутьях» - кризисные явления в развитии сельского хозяйства летом и осенью 1950г. В романе «Дом» подводятся печальные итоги многочисленных попыток улучшить положение дел в деревне со стороны руководства страны.

В «Братьях и сестрах» писатель сосредоточен на эпическом состоянии мира, когда каждый отдельный человек живёт интересами народа, когда смыслом «военной» жизни крестьянства становится объединение усилий в общей борьбе с общей бедой. Автор не стремится к глубокой психологической проработке характеров, для него является важным исследование духовного состояния народа. Все персонажи равноправны.

Одни критики определяют жанр романа как хронику, другие – как социально – бытовой роман, третьим – как роман социально-психологический с элементами эпоса.

В двух последующих романах («Две зимы и три лета», «Пути-перепутья») изменяется творческая задача, а с ней и принципы изображения. Новые социально-политические условия, в которых оказалась послевоенная деревня, не являли собой картину эпического состояния мира и требовали глубокого художественного исследования возникающих социальных противоречий, главным из которых было трагическое расхождение государственных интересов и личных интересов крестьянства. Труд утрачивает всякую ценность и смысл.

В послевоенное время в деревне происходит распад того единства народа, которое в первом романе именовалось «братья и сёстры». Брошенный властью на произвол судьбы человек, начинает сам искать пути выживания.

По мнению писателя, Михаил Пряслин как лучший представитель крестьянского мира, наиболее полно отражает его сущностные черты. Автор прослеживает противоречивые изменения, которые происходят в образе этого человека, но лишь постепенно он познаёт жизнь, растёт духовно.

Антипод Михаила – друг его детства ЕгоршаСтавров, превратившийся за три года из робкого юноши в первого похабника и приспособленца. Презирает своего товарища и покинуть Пекашино не может, становится перекати-поле. По мнению Абрамова, широкое распространение людей, покинувших деревню, вызвано крупными промахами в социальной политике в деревне.

Продолжение ниже
0 buzz
28.03.2019 оставил(а) комментарий:
Образ Евдокима ПоликарповичаПодрезова является открытием Абрамова. Он фигура драматическая. В нём, хотя его развратила власть, сильна ещё нравственная сторона.

«Две зимы и три лета» - роман-хроника. «Пути-перепутья» - социально-психологический роман, в котором показана социальная жизнь Пекашина, а точнее, кризисный момент, вызревание недовольства в деревне: председатель колхоза Лукашин ощущает, что крестьяне существуют отдельно от него, вне колхоза.

Работа писателя над романом «Дом» сопровождалась глубокими раздумьями о путях развития России. В социально-философском романе «Дом» обнажены противоречия современной писателю крестьянской жизни. Пекашино, утратившее после войны патриархальные основы, не обрело иных основ, что символично изображено в смерти носительницы патриархальных начал Лизы Пряслиной от упавшего с крыши дома коня-охлупня.

Всё перевернулось в крестьянской жизни.

Дом – ключевое слово в романе, в которое вкладываются различные, порой противоположные смыслы. Гордится своим ухоженным домом Михаил Пряслин. «Полноеомещанивание деревни. И это под видом социализма, - констатирует Абрамов, - крестьяне утрачивают интерес к общенародному делу – большому Дому и при этом разрушают свой мир духовный». «Главный-то дом человек у себя на душе строит…», - напоминает Евсей Мокшин, современный вариант Платона Каратаева. Деревня раскрестьянивается, утрачивает коллективные нравственные начала, рост материального состояния не сопровождается «прирастанием души».

Семья Пряслиных, которая цементировала крестьянскую жизнь, в романе «Дом» утрачивает свою роль. Четверо из шестерых детей уехали в город, Лиза умирает. В Пекашино остаётся Михаил с семьёй. Народ не рвётся в его бригаду, с бригадиров его сняли. Часть вины за сложившееся положение писатель возлагает на героя.

В образе Пряслина писатель реализовал свой принцип изображения народа: «Я считаю, что в наших мерзостях немалая заслуга и нашего великого народа. И поэтому я всю жизнь кричу: встань на ноги! Оглянись кругом! Не давай всякой сволочи ездить на себе.»

Усилия писателя в романе «Дом» и во всей тетралогии в целом направлены к тому, чтобы хоть как-то разобраться в русской истории.
avatar