Сочинение на тему: Ход времени в комедии Чехова «Вишневый сад»


Сочинение на тему: Ход времени в комедии Чехова «Вишневый сад».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 72 | Добавил: (21.03.2019) (Изменено: 21.03.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
Аватар
0

21.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пьеса «Вишневый сад» и сегодня не сходит со сцен российских и за­рубежных театров. Проблемы, затронутые в ней, злободневны и поныне: это — неудовлетворенность человека действительностью и собой, жела­ние изменить жизнь, отчужденность и одиночество, утрата родственных корней. «Вишневый сад» — это комедия вне времени.

Тема «времени» в более узком его понимании — одна из главных тем пьесы. Первая реплика Лопахина: «…Который час?» — задает мотив не­умолимо бегущего времени. Первый день в комедии ознаменован приез­дом из Парижа Любови Андреевны Раневской, где она провела пять лет. Но радостное настроение человека, возвратившегося к родному очагу, постепенно гаснет под грузом житейских проблем.

У героев пьесы — общая проблема: продажа имения, продажа вишне­вого сада. Но все они — Раневская, Гаев, Аня, Варя — стараются уйти от этой темы, не говорить о ней; они хотят уйти от времени, остановить его, оттянуть горький финал. Торги назначены на двадцать второе августа,

и, хотя все помнят об этом, вслух этот день называет лишь Лопахин. Он единственный живет настоящим, помня о быстротекущем времени, не­даром он постоянно смотрит на часы.

Такое поведение героев неудивительно: для них вишневый сад — оли­цетворение жизни, молодости, с ним связаны их воспоминания о пре­красных днях.

«О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось… Весь, весь белый! О, сад мой!» — восклицает в порыве счастья Любовь Андреевна. Она гонит прочь мысль о продаже и не обращает внимания на слова Гаева: «Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…»

Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.

Гармония в душе Раневской нарушена приходом Пети Трофимова, бывшего учителя ее погибшего сына. В комнату врываются воспоми­нания — и вновь звучит мотив времени, мотив старения, увядания: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели? <…> По­старел и ты, Леонид».

Продолжение ниже
Аватар
0

21.03.2019 оставил(а) комментарий:
Второе действие начинается с реплики Шарлотты: «…я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая… Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет». Вместе с промелькнувшим мотивом неосознанной остановки времени («…я не знаю, сколько мне лет…») возникает тема общего конфликта («…хочется поговорить, а не с кем») — конфликта человека с жизнью, мечты с действительностью. Это душевное состояние Шарлотты: «кто я, зачем я, неизвестно…» — харак­терно для всех персонажей пьесы. Гаев и Раневская живут прошлым и не хотят ничего менять, Лопахин не осознает своего места в мире, поло­жение Вари шатко и неопределенно.

Лишь Петя, а также Аня внешне счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но, не полюбив малой родины, они не смо­гут полюбить весь мир. Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. И в этом их трагедия.

Действие третье открывает сцена бала. И в этом также проявляется неосознанное желание героев пьесы остановить время, забыться в сума­тохе, в бестолковости быта. Но Раневской это плохо удается, она в вол­нении: «Сегодня судьба моя решается, судьба…» Конфликт Раневской и Трофимова показывает невозможность их взаимопонимания. И если для Пети нет прошлого и воспоминаний, как «нет поворота назад, заросла дорожка», то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» Но вот появляется Лопахин и с оттенком какой-то плебейской гордости сообщает о получении им вишневого сада в собственное владение. В то же время он ощущает свою неустойчивость (ремарка: «канделябр едва не падает»), он остается в одиночестве («За все могу заплатить!»)… Классический сюжет мировой литературы: тот, кто может за все заплатить, неизбежно теряет друзей и душу.

Но как только стали известны результаты торгов, всеобщее состояние героев иное — «скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». Все происходящее в третьем действии как бы подталкивает вре­мя вперед.

В четвертом действии время вновь словно замедляется, замирает. Ге­рои за бытовыми мелочами не замечают его. Вновь между репликами — долгие паузы, зрительно останавливающие отсчет времени, вновь возни­кает мотив старения, ветшания.

Во всей полноте проявляются меркантильность Лопахина и отсутст­вие в нем душевного такта: не дожидаясь отъезда Раневской, он присту­пает к вырубке вишневого сада. Но Лопахин не уверен, что он хозяин надолго. Этой несвоевременной вырубкой он точно хочет догнать время, не желая его терять.

Звуки топора напоминают удары часов.

Вишневый сад — комедия. Но Чехов не ставит перед собой задачи разоблачения героев. Законы чеховской комедии иные. Пьеса отражает время стыка двух эпох, когда фраза «Бог умер» ознаменовала утрату ве­ры и погружение мира в мелочность бытия. Чехов отразил суть эпохи начала двадцатого столетия и одновременно указал на конец века. Че­хов — вне времени и вне национальных границ.
Аватар
0

21.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пьеса «Вишневый сад» начинается с вопроса о времени. Вторая реплика Лопахин – это вопрос «Который час?» Упоминания о времени есть и в ремарках. Писатель делает это не случайно. С первых строк произведения он дает понять, что тема времени в пьесе важна. Суждения героев о настоящем, прошлом и будущем раскрывают их характер.

Начиная с первой ремарки, Чехов отмечает, что время в доме Раневских остановилось. В семье давно нет детей, но одна из комнат до сих пор называется детской. Все жители дома постоянно вспоминают о событиях, случившихся пять лет назад. О прошлом напоминается все: детская, шкаф, пруд, в котором утонул сын Раневской, сад.

Символ ушедшей эпохи – старичок Фирс. В его разговорах слышна ностальгия по ушедшей эпохе и жалость к ней. О прошедших событиях он говорит так, как будто это было вчера, однако читатель понимает, что та эпоха уже не вернется никогда.

Та же ностальгия звучит и в словах Гаева и Раневской. Поэтому, наверно, героям и тяжело расстаться с садом, с имением – они несут в себе вспоминания об их юности, о той поре, когда они были счастливы. Героям трудно осознать, что они живут событиями пятилетней данности, а не настоящим. Они плохо ориентируются во времени: 22 августа (день продажи вишневого сада) для них бесконечно далеко и они ничего не делают для того, чтобы спасти его. Для них важнее то, что шкафу исполняется сто лет. Единственный выход (к которому подталкивает их Лопахин) – вырубить сад и сдать землю в аренду под дачные участки. Но для Раневской и Гаева это кощунство, надругательство над прошлым. В итоге они жертвуют настоящим и будущим ради прошлого.

Мысль о том, что прошлое господствует над каждым обитателем поместья, прослеживается чуть ли не в каждой строчке: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья». И Петю Трофимова Раневская воспринимает скорее как бывшего учителя ее погибшего сына, чем как человека, олицетворяющего будущее.

Один из героев пьесы не стремится оглядываться на прошлое. Это Лопахин. Но все же прошлое тяготеет над ним. Он не может не вспоминать о безотрадном детстве, о том, что его отец был мужиком. Поэтому приобретение имения и вырубка сада – это ,пусть даже неосознанная, но месть за унижения.

Итак, время в пьесе – это время остановившихся часов, время прошлых лет, которые не хотят покидать этого имения и владеют умами и душами героев.
Аватар
0

21.03.2019 оставил(а) комментарий:
Тема времени одна из главных (если не главная) тема, звучащая в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Это произведение - не только история об упадке нравов дворянской семьи, разрушении и растлении усадебной жизни, о приходе новой исторической эпохи в виде хищников-предпринимателей, но и картина жизни в целом, во всей её быстроте и мимолетности. Время в данной пьесе, наравне с образом-символом в виде вишнёвого сада, является главным "действующим лицом", объединяющим всех остальных героев.

В произведении на протяжении всего действия неоднократно повторяется мотив времени.

Герои постоянно обращаются к часам, к своим воспоминаниям, предаются размышлениям о будущем. Но каждый из действующих лиц ведёт это "общение" со временем по-своему. В связи с этим можно классифицировать героев пьесы на три группы образов по их взаимоотношениям со временем: персонажи прошлого, настоящего и будущего. Герои прошлого: Гаев, Раневская, Фирс. Они постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни в усадьбе (Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад.."), Гаев и Раневская часто думают о детстве: "когда мы с тобой, сестра, спали в этой комнате..", "Ты помнишь? Не забыла?", "О, моё детство, чистота моя!".

Раневская же, преисполненная этой ностальгии, витая в прошлом, словно "выпадает" из реальности, живёт во сне и видит обманчивые видения: "Посмотрите, покойная мама идёт по саду..". Об этом "застревании" в прошлом, в детстве, словно говорит за героев их детская наивность, безответственность, отсутствует какой-либо намёк на взрослость. Раневская бездумно тратит деньги вроде как от чистого сердца, но при этом не способна позаботиться о дочерях. Гаев даже, как настоящий ребёнок, постоянно ест леденцы. Героями же будущего можно считать Петра Трофимова и Аню, которая поддерживает студента во всех его репликах. Петя постоянно в своих монологах устремлён к высоким философским целям: "..мы выше любви!", "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным", "мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!". Трофимов философствует, но здесь, в настоящем, также недееспособен, как и Гаев с Раневской. И на нём, как и на этих героях, время тоже оставило свой отпечаток: "Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?". Он и выглядит не молодо, потому что живёт там, в будущем.

Продолжение ниже
Аватар
0

21.03.2019 оставил(а) комментарий:
И главный герой настоящего - сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: "Который час?", "Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад", "Да, время идет", "Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать". Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская ("помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати", "я купил имение, где дед и отец были рабами"), и к будущему ("настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…"), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои "застряли" либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: "Надо окончательно решить - время не ждёт". Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен - он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.

Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад ("враздробь"). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.

Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему "вещь-человек", тему бессмертия: "Этому шкафу сто лет!", "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..". Комизм очевиден - при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели - это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность - комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.

Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: "Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота", - очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: "А жизнь, знай себе, проходит", "Да, жизнь в этом доме кончилась". Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: "Жизнь-то прошла, словно и не жил". И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера - конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.
avatar