Что такое подвиг в понимании Л.Н. Толстого?


Что такое подвиг в понимании Л.Н. Толстого?

(по роману-эпопее «Война и мир»)
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 186 | Добавил: (19.03.2019) (Изменено: 19.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
Аватар
0

19.03.2019 оставил(а) комментарий:
Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бы­вает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают ха­рактер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только осуждает казенный, офици­альный патриотизм, но и преодолевает парадное представление о подвиге. Показывая войну, писатель изображает не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не парады, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый ежедневный труд. Герои Толстого — это простые воины-труженики.

Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капи­тана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным ви­дом бросился на французов и такою безумною и пьяною реши­тельностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что фран­цузы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Дру­гим героем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атаковать французы. Тему подлинного героизма иллюстрирует у Толстого и сцена на бата­рее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинс­кого сражения. Пьера охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он по­ражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишен­ных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти». Накануне сражения солдаты надевали белые ру­бахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрыто­го, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем счи­тать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.

Характерной манерой стиля Л.Н. Толстого является глубо­чайший психологизм. Он глубоко исследует чувства и эмоции человека на войне. Настоящим открытием для князя Андрея, мечтавшем о своем Тулоне, становится небо Аустерлица. Лич­ные честолюбивые мечтания сталкиваются здесь с внезапным открытием окружающего мира как вечности. И происходит пересмотр стремлений героя, пересмотр взглядов его на под­виг. На войне герою приходится сталкиваться со смертью. Это очень больно и трудно для человека. И писатель изображает эти чувства в сцене убийства Петей Ростовым француза. С тече­нием времени изменяется представление о войне и у Николая Ростова.

Подвигом в понимании Толстого является вся народная, партизанская война, которая велась русскими людьми против французов. Настоящими героями становятся у него и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, сжига­ющий свои лавки при занятии французами Смоленска. Подви­гом становится и поступок Ростовых, отдающих свои подводы раненым солдатам. Писатель замечает, что «скрытая теплота патриотизма» охватила людей самых разных социальных групп: солдат, крестьянство, дворянство, купечество. Русские люди по­кидают Москву, потому что не могут оставаться под управлени­ем французов. Подвигом является и поведение Кутузова, полко­водца, кровно болеющего за победу русского народа.

Таким образом, Л.Н. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие «подвига». Подвиг в понимании писателя — это следование человека своему долгу, верность Родине.
Аватар
0

19.03.2019 оставил(а) комментарий:
В романе «Война и мир» люди совершают различные подвиги. Мне кажется, что представление Толстого о подвиге выражено в подвигах его героев.

Все подвиги можно разделить на две группы.

Первая группа – это подвиги, которые совершили Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов. Андрей Болконский вел себя героически в битве при Аустерлице. Он смело пошел в атаку и получил ранение. Смело вел он себя и во время Бородинской битвы. Петя Ростов совершил подвиг, когда смело пошел в атаку, несмотря на просьбы держаться подальше от переднего края. Пьер Безухов тоже совершил подвиг, когда не стал бежать из Москвы, а решил убить там Наполеона. Он спас от смерти женщину и девочку. Он смело пошел на казнь. С точки зрения солдат, его подвиг был еще в том, что он смело ходил по окопам во время Бородинской битвы.

Ко второй группе можно отнести подвиги второстепенных героев из народа. Это подвиги простых крестьян, которые на пути французов сжигали свои деревни, сено. Делали все для того, чтобы французам нечего было найти съестного для себя и своих лошадей. Крестьяне тратили огромные силы для того, чтобы вырастить и собрать хлеб, накосить на зиму сена для скотины. Уничтожение этих припасов было равно голодной смерти. Но близость врага была страшнее для простых людей. Подвиг купца Ферапонтова тоже можно отнести к этой группе. Он не стал наказывать солдат за разграбление своей лавки. Он решил раздать муку всем нуждающимся, он сам поджег амбар с запасами своих товаров. Для него это означало разорение, но понимание того, что это все достанется врагу страшнее. Подвиг капитана Тимохина тоже введен в роман неспроста. Этот уже пожилой человек увлек напуганных солдат в атаку. Он не побоялся напасть на французов, которые были обескуражены такой отчаянной атакой и бежали.

Мне кажется, что Толстому были милее и важнее подвиги простых людей, полковых командиров, солдат, партизан, крестьян. Эти люди совершали подвиги, не задумываясь, потому, что так велело им сердце.
Аватар
0

19.03.2019 оставил(а) комментарий:
Что такое подвиг? Это «героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях» — такое толкование дает этому слову «Словарь русского языка» В. Даля. Однако понятие это вовсе не однозначно. Проблема подвига волновала людей искусства, писателей, поэтов, живописцев. Ей посвящены многие страницы русской литературы. Особое место занимает эта тема в творчестве Л.Н. Толстого, который переосмыслил понятие подвига в духе своей философии. Он считал, что любая война противоестественна, противна человеческой натуре. Героизм Толстой видел в способности человека остаться самим собой в нечеловеческих условиях. По Толстому, даже самые мыслящие люди не сразу понимают ту степень бесчеловечности, жестокости, которую несет война. Олицетворением этого зла является в романе «Война и мир» Наполеон. «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения». Завороженный комплексом «наполеонизма», князь Андрей едет на войну 1805 года, мечтая повторить путь своего кумира. Подвиг видится ему в героическом деянии, которое должно его прославить и поэтому должно быть замечено окружающими. Поле битвы для него — это сцена. Шенграбенское сражение и истинный героизм капитана Тушина поколебали его представления о подвиге, но не разрушили их.
Что же такое истинный подвиг по мнению Толстого? Кто может совершить его? Тот, кто, забыв о себе, способен буднично и просто делать то, что подсказывает ему его естество. Это капитан Тушин, поразивший князя Андрея невзрачностью своего невоенного облика накануне сражения, это капитан Тимохин, «с красным носом и подтянутым животом», фигура которого вызвала смех блестящих штабных офицеров. Именно Тушин и Тимохин стали героями Шенграбенского сражения, в котором решалась судьба русской армии.
Однако прежняя мечта продолжала жить в душе князя Андрея, поэтому он воспринимает Аустерлицкое сражение как возможность претворить ее в жизнь. Его не волнуют ни судьба русской армии, ни судьбы отдельных людей: «...боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи — ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей...» Но его подвиг описан в романе иронически. Вместо высоко поднятого знамени — древко, волочащееся по земле, вместо возвышенных мыслей — мысли о рыжем артиллеристе и французе с ружьем наперевес, которые бессмысленно дерутся за ненужный им банник. От заблуждения, подобного духовной смерти, в эту роковую минуту его спасло справедливое, вечное, высокое небо, которое было так далеко от увиденного ранее...
Через войну 1805 года прошел и Николай Ростов с его наивными представлениями о войне как о ярком, праздничном зрелище, подобном охоте. Но участие в первом же сражении заставляет его почувствовать, как прекрасна жизнь и как противоестественна война, которая несет смерть. «И страх смерти, и носилки, и любовь к солнцу и жизни — все слилось в одно болезненно-тревожное впечатление». Вот почему в начале войны 1812 года в Островненском сражении он не смог убить французского офицера, инстинктивно чувствуя непреложную ценность человеческой жизни.

Продолжение ниже
Аватар
0

19.03.2019 оставил(а) комментарий:
Великим испытанием для героев романа, для всего русского народа явилась Отечественная война 1812 года, в которой проявились их лучшие качества. Охваченные высоким патриотическим чувством, их души словно очистились от всего наносного, случайного. Война — это «страшная необходимость» покарать врагов. «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои,- они преступники все, по моим понятиям... Надо их казнить» — так думает накануне Бородинского сражения князь Андрей. И ради этого стоит идти на смерть.
Но человек обязан помнить, что война — «самое гадкое дело в жизни... Цель войны — убийство. Орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство продовольствия для армии; обман и ложь, называемые военными хитростями...»
И грешно искать награды и награждать «крестиками и ленточками» — так презрительно отзывается о военных орденах князь Андрей — за пролитую кровь. Солдаты и офицеры «всего лишь» должны честно делать свое дело: преодолевая страх смерти, боли, биться, воевать с врагом так, как это делают артиллеристы батареи Раевского. И истинный подвиг, подвиг нравственного превосходства над противником, совершила вся русская армия под Бородином, когда, уменьшившись наполовину, в конце сражения стояла так же грозно, как и вначале. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».
Истинный подвиг совершили жители Москвы, среди них Ростовы, когда, оставляя имущество, покидали свой громадный, богатый деревянный город, который неминуемо будет сожжен. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Истинный подвиг совершили те мужики, Карп и Влас, офицеры и казаки, которые «не выказывали лично геройских чувств», но составляли партизанские отряды и уничтожали великую армию по частям.
Русский человек и в бесчеловечных условиях войны сумел остаться человеком, и, может быть, высшее проявление его героизма, его духовный подвиг — это жалость и даже сочувствие к побежденному и уже неопасному противнику.
Это проявляется и в заботе Пети Ростова и Денисова о мальчике-французе Винсенте, и в комически снисходительном отношении солдат к «мерзлому» офицеру Рамбалю и его денщику: с радостными улыбками смотрели молодые солдаты на Мореля, поедающего третий котелок каши.
Это чувство «величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты... лежало в душе каждого солдата», и его выразил в последнем обращении к армии Кутузов: «Пока они сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди».
Подвиг как вечная нравственная категория — вот что привлекает меня в романе Л.Н. Толстого. Для эпохи великого русского мыслителя понятие истинного подвига на войне — бесспорная ценность.
Для меня, человека, живущего в начале XXI века, столь же значим подвиг русского солдата в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Эта война подняла до уровня высокой нравственности понятия «ветеран», «военное братство», «мир». Но XX век, к сожалению, оказался веком кровавых, жестоких, братоубийственных войн. И поэтому наиболее значимыми стали слова Андрея Болконского: «Цель войны - убийство». И трудно говорить о подвиге в таких войнах. Человек, рискуя жизнью, исполняет преступный с точки зрения общечеловеческой морали приказ. Это подвиг? Или, может быть, подвиг — это не подчиниться ему?
Ни Толстой, ни мы на этот вопрос ответить не можем. Человек в таких ситуациях сам делает свой выбор.
avatar