Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина


Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 67 | Добавил: (15.03.2019) (Изменено: 15.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
Аватар
0

15.03.2019 оставил(а) комментарий:
На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка («Пророк», 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы «чистое ис­кусство». Это не совсем верно. Служение искусству для Пушкина не самоцель, а наиболее органический способ самовыражения поэта в мире людей, высшее проявле­ние свободы духа, осознанной как главная ценность жизни. В стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин прово­дит четкую грань между социально-бытовым обликом писателя («И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он») и моментами вдохновения, когда бытовое уходит и поэт становится исполнителем выс­шей воли. Пустые «волнения», «корысть» и бесцель­ные «битвы» отвергаются в стихотворении «Поэт и тол­па» (1828).

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв… —

говорит поэт о людях иного склада. И это не уход от жизни, как иногда интерпретируются эти строки, а утверждение подлинного смысла бытия, целью которо­го должны быть творчество и любовь. Тяжкий и неред­ко одинокий путь творческой, созидающей личности все же утверждается как единственно ведущий к под­линному, а не мнимому счастью:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.

(«Осень» (Отрывок), 1833)

Это настойчивое и мужественное служение высшим истинам, а не суетным интересам ставит себе в заслугу поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг неру­котворный…» (1836), подводящем итог его творческих, социальных и философских поисков. Здесь происходит воссоединение поэта с народом («К нему не зарастет на­родная тропа…»), осмысленным как важнейшая сози­дающая сила мира. Частью ее поэт осознает и себя. Гу­манность, милосердие ставят нравственные ограниче­ния политической свободе, постоянно устремляющейся к полюсам полного безначалия, с одной стороны, и то­тального подавления личности — с другой, и являются основанием высшей, духовной свободы. Подобно одно­му из чудес света, древнеегипетскому Александрийско­му маяку (столпу), известному своей несравненной, ко­лоссальной высотой, творчество освещает человечеству путь к духовной истине. Такое его понимание позволяет «равнодушно» воспринимать «хвалу и клевету» сует­ных «глупцов», чуждых красоте, не понимающих гар­моничного божественного замысла бытия. Видеть и по­казывать мир во всем богатстве и единстве его социаль­ных, нравственных и эстетических проявлений — это и является целью и заслугой истинной поэзии.
Аватар
0

15.03.2019 оставил(а) комментарий:
Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве А.С.Пушкина на протяжении всей его жизни. В то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.

Уже в период раннего творчества Пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. Показательно стихотворение «Лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
В сатире праведной порок изображу
И нравы их веков потомству обнажу.

Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.

В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.

Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:
И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Именно этим принципам и следовал Пушкин в течение всей своей жизни.
Аватар
0

15.03.2019 оставил(а) комментарий:
Роль поэта и поэзии — это тема, которая волновала большинство писателей и поэтов. Отдельно хочется остановиться на А.С. Пушкине, в творчестве которого, данная тематика является одной из главных. Многие работы Пушкина посвящены именно теме поэта и поэзии, о чем поговорим подробнее в нашем сочинении.

Пушкин написал много разнообразных произведений, раскрывая разные актуальные проблемы своего времени. Более десятка работ Пушкина посвящены теме поэта и поэзии. Здесь его знаменитый Пророк, Поэт, Эхо, Я памятник себе воздвиг… и многие другие. В каждой из этих работ автор размышляет о роли поэта и поэзии трактуя ее по-разному, в зависимости от времени, когда то или иное стихотворение увидело свет.

Еще в годы обучения в лицее Пушкин пишет о том, что не каждый может стать поэтом. Как пишет писатель в своем стихе К другу стихотворцу, творческая работа требует большой духовной отдачи, а учитывая, что не все общество понимает и принимает творчество, нужно быть готовым к нелегкой судьбе. Посвящая стихи теме поэта и поэзии, Пушкин постоянно пытается размышлять о предназначении поэта, его роли и функции в жизни общества. При этом он берет на себя смелость говорить и о тех самых качествах, которыми должен обладать каждый поэт. Эти рассуждения хорошо прослеживаются в работе под названием Пророк. И тут мы видим, что для поэта недостаточно просто получить вместо языка жало мудрой змеи, а вместо сердца получить пылающий уголь. Нужно обязательно иметь высокие идеи и цель. Именно ради этого и нужно работать, донося свою мысль обществу и народу. Раскрывая в своей лирике роль поэта и поэзии, Пушкин идет дальше. В своих работах Поэт и толпа и Эхо писатель говорит о личной свободе. Поэт должен быть независим от толпы и ее мнения. Как должен быть независим и от тех, кто равнодушен к поэзии. Для поэта важно вопреки всему раскрывать и указывать на актуальные проблемы человечества. Именно по этим причинам поэты часто одиноки и постоянно гонимы властями. Ведь не все в состоянии понять творчество, идею и высокие устремления поэта. Но даже все это не повод прекращать писать. Истинный поэт будет продолжать творить независимо от сложившихся обстоятельств, даже включая одиночество.
Аватар
0

15.03.2019 оставил(а) комментарий:
А. С. Пушкин рано начал ощущать себя поэтом. Известно, что писать стихи он начал, еще учась в Лицее. Именно здесь будущий великий поэт осознал свое предназначение, свой смысл существования. Однако размышлять о земной миссии Художника слова, искать ответы на мучительные вопросы творчества Пушкин будет на протяжении всей своей жизни.

Так, стихотворение «Поэт» (1827) на мой взгляд, в полной мере отражает пушкинскую концепцию поэта и поэзии. В этом произведении художник слова предстает существом, отмеченным Богом, наделенным частью его силы, но в то же время обычным, земным человеком.

Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол».

В этот момент свою прежнюю жизнь поэт оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается его душа: «Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел».

Позднее, в стихотворении «Эхо» Пушкин создает емкую метафору, в которой выразил закон существования поэта в мире: поэт — эхо мира — слышит и отражает все его звуки, но самого художника не может выразить никто:

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва…

Наверное, самым значимым, во многом обобщающим, стихотворением, отражающим представления Пушкина о роли поэта и поэзии, является его «Пророк» (1826). Думаю, что поэт и пророк, образы которых не раз встречаются в пушкинской лирике, имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог — и никто другой — призывает обоих к служению. Можно сказать, что поэт — своеобразный вариант пророка на земле, который воздействует на людей через свое творчество, через слово.

Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, люди ждут огненных слов. Бог посылает поэта в мир, чтобы тот «глаголом» жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно — «угль, пылающий огнем»):

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Важно отметить, что в процессе «преображения, превращения» сам поэт испытывает страшные муки — за свою «избранность» он платит кровью и слезами: «Как труп в пустыне я лежал». Возможно, поэт и сам не всегда рад собственной миссии, но в эти моменты он превращается в «проводника». Художник должен выполнять то, что велит ему высшая сила:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Но нельзя думать, будто поэт совершенно лишен собственной воли. Бог наделяет художника «избранными» качествами — он может видеть и узнавать то, что недоступно простым смертным. Однако поэт, отражая мир, может придумывать свои средства для его отражения, то есть поэт полностью свободен в выборе всех творческих способов. С помощью них поэт обращается к людям, открывая им правду о жизни и о них самих.

Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение «Поэт и толпа» - тому подтверждение. Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных».

Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"(1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в его поэтических манифестах. «Слово» и «дело» поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Таким образом, размышления о предназначении поэта и поэзии занимают одно из главных мест в творчестве А. С. Пушкина. По его мнению, поэт и его творчество принадлежат к высшему миру. Их миссия на этой земле — раскрывать людям правду о них самих и о жизни в целом, о законах Вселенной.

Творческий путь труден и тернист, он посвящен служению человечеству, однако истинным судьей для поэта может быть лишь он сам и Господь Бог.
avatar