Главная » Вопросы » Школа » Сочинения по русскому языку и литературе

Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Категория: Сочинения по русскому языку и литературе | Добавил: spring (14.03.2019)
Просмотров: 37 | Ответы: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 3
0 Kaif
14.03.2019 оставил(а) комментарий:
Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад — все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», — писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», — писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», — замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы — они трагически разъединены.
0 AnnStar
14.03.2019 оставил(а) комментарий:
Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». К этому образу поэт относится с особой теплотой и даже называет Татьяну «милым идеалом». Главной чертой образа этой героини является то, что она «русская душой», потому что автор наделил героиню способностью думать и чувствовать как истинно русский человек.

Не случайно А.С. Пушкин дает героине исконно русское имя – Татьяна.

«…с ним, я знаю, неразлучно /Воспоминанье старины / Иль девичьей!», - пишет поэт, чем подчеркивает ее связь с народной жизнью.

Во второй главе романа, предваряемой эпиграфом «О, Русь!», Пушкин описывает быт дворянской семьи и показывает, что у Лариных чтутся русские обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

Данный фрагмент свидетельствует о том, что жизнь в их доме строилась на народных («масленица жирная», «русские блины») и церковных (говение, то есть подготовка к исповеди и причастию) традициях, а Татьяна – прямая наследница всего этого.

И не случайно самым близким человеком для героини становится няня Филипьевна – простая русская крестьянка. Именно с ней Татьяна говорит о самом сокровенном: о любви («Была ты влюблена тогда?»), о сомнениях и переживаниях («Я… знаешь, няня… влюблена…»). Именно няня приобщила Татьяну к суеверию и гаданию.

Так героиня верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям…» и гадает на Святки, пытаясь узнать свою судьбу («Татьяна любопытным взором / На воск потопленный глядит…»). Таким образом поэт связывает образ Татьяны Лариной с русским фольклором.

Отсюда и сон героини, наполненный образами народных сказаний: медведь, помогающий Татьяне попасть на другую сторону ручья, а также лесной дом - неотъемлемый образ русских песен и сказок. Следовательно, используя прием сна, поэт не только изображает психологическое состояние героини, но и демонстрирует ее национальный характер.

Стоит упомянуть и о том, что Татьяна верит в Бога. Об этом свидетельствует её письмо к Онегину, в котором героиня пишет, что Евгений ей «послан Богом», и что сама любовь дана ей свыше: «То в вышнем суждено совете…/То воля неба: я твоя;». Смиренная вера, как мне кажется, является чертой исконно «русской души».

Также Татьяна духовно связана с русской природой. Большая часть пейзажных зарисовок словно дополняет ее образ. Обратимся к четвертой главе романа:

Уж небо осенью дышало,

Уже реже становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

Настроение осенней печали, ощущение медленного угасания соотносятся с описанием состояния героини: после объяснения с Онегиным «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит».

Также природа вновь подчеркивает «русскую душу» героини:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда не бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

Используя сравнение звёзд на небе с хороводом, автор подчёркивает «русский дух» как в самой в природе, так и в Татьяне (хоровод – русский национальный танец).

Таким образом, «русская душа» Татьяны Лариной раскрывается А.С. Пушкиным разными способами: с помощью имени, описания быта и традиций семьи, фольклорных мотивов и пейзажа.
0 Biz-ledy
14.03.2019 оставил(а) комментарий:
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но неизменным для неё остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.



Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас..

И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.
avatar