Сочинение: Петр первый в произведениях Пушкина


Сочинение: Петр первый в произведениях Пушкина.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 59 | Добавил: (13.03.2019) (Изменено: 13.03.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
Аватар
0

13.03.2019 оставил(а) комментарий:
Победителю прилично великодушие. (А. Суворов)

Кто такой победитель? Он тот, кто не ждет подарка судьбы, не надеется на улыбку фортуны, он действует, возможно, ошибается, но все равно действует. Он ищет тот путь, который приведет его к тому успеху, которого он сам себе желает. Победитель идет на риск. Он не боит­ся проиграть, потому что знает — это еще один урок жизни, без которого новых ошибок в будущем не избе­жать. Но самое главное качество настоящего победителя это то, что ему «прилично великодушие». В нашей исто­рии таких победителей немало.

Ярчайшим примером такой личности является Петр I — один из выдающихся государственных деяте­лей, который «Россию поднял на дыбы» и смог «в Европу прорубить окно» (А.С. Пушкин). Его время — время по­бед и ошибок, ведь:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.


Конечно, он победитель и над природною стихией (Петербург), и над средневековой отсталостью России (реформы, указы, Сенат и т.д.), и победитель на полях сражения.

Полтавскую битву А.С. Пушкин считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий цар­ствования Петра Великого. Она избавила его от опас­нейшего врага…», как писал поэт в предисловии к пер­вому изданию своей поэмы «Полтава». В ней Пушкин запечатлел переломный момент в истории и судьбе Рос­сии, поэтически воссоздал картину Полтавского сраже­ния. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, который понимал, что победа под Полтавой была гораздо больше, чем выигрыш военного сражения или даже вой­ны, здесь в жестокой схватке была завоевана свобода России. При всей его кровавости и жестокости («И смерть и ад со всех сторон») Полтавский бой показы­вает не только ужас кровопролития, но и зарождение но­вой государственности. Не зря этот эпизод начинается словами «Горит восток зарею новой». Они позволяют ожидать победного торжества России, ведь это и реаль­ное начало утра, когда восточная часть неба окрашивает­ся алыми отблесками лучей восходящего солнца, и мета­фора, свидетельствующая о «восхождении» молодого Русского государства, восточного соседа Швеции.

Продолжение ниже
Аватар
0

13.03.2019 оставил(а) комментарий:
До Полтавской битвы шведы были непобедимыми, Пушкин говорит о них — «сыны любимые победы». Но во время этого сражения «темнеет слава их знамен», меркнет свет славы, так долго озарявший шведское во­инство. «Тесним мы шведов», «…наш каждый шаг запе­чатлен», — пишет Пушкин, и мы понимаем, что «мы» — это не просто русское войско, но и вся Россия. Мы одер­живаем победу («Ура! Мы ломим, гнутся шведы»), но Петр I, этот полководец, который «могущ и радостен, как бой», не преследует врага, не добивает его, а поступа­ет так, как подобает великодушному победителю:

Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих Заздравный кубок поднимает…


Мы знаем о том, что военному ремеслу Петр I обучал­ся в Европе, поэтому А.С. Пушкин и называет их в этом эпизоде не только «славными пленниками», но и «учите­лями». Из исторических документов известно, что швед­ские генералы не только были приглашены в празднич­ный шатер Петра Великого, но некоторым даже были возвращены шпаги в знак признания их заслуг перед войсками, пусть даже и вражескими. Великодушие Пет­ра Великого распространялось не только на высший офицерский состав, но и на солдат: многим была предло­жена служба на стороне русской армии, и многие согла­сились. Два пехотных полка из шведских военноплен­ных были сформированы и дислоцировались потом в Астрахани и Казани.

Несколько другим мы видим Петра I в романе А. Тол­стого «Петр I». Он здесь жестче, суровее, но и в этом ро­мане мы видим Петра Великого именно великим потому, что ему было присуще великодушие. Особенно ярко это показано в сценах, где царь общается с простыми людь­ми. Они спорят, ищут истину, Петр I прислушивается к советам, делает правильные выводы. А разве не велико­душием руководствовался Петр I, когда щедро одаривал своих соратников и сподвижников — Меньшикова, Бровкина? Не звания ценил в людях царь, а стремление быть полезным России.

Конечно, кто-то может вспомнить кульминационный момент романа, когда Петр I отправляет взятого в плен коменданта Нарвы в тюрьму пешком через весь город, «дабы увидел печальное дело рук своих…» По отноше­нию к генералу Горну это, может быть, и невеликодуш­но, но зато справедливо по отношению к тем, кто созидал этот город и мирно жил в нем.

Очевидно, что историю делают личности. Но что же делает история с личностями? Иногда заслуженно хра­нит имя на протяжении веков, а иногда сознательно сти­рает их имена из истории. Но, как считал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир», нет величия там, где нет добра и простоты. Петра I называют Великим, значит, были в нем и «добро и простота», было в нем то, что делает его не только победителем, но и личностью, которая никогда не канет в Лету.
Аватар
0

13.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пушкин очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. Поэта привлекал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его реформам как современников, так и последующих поколений.

В поэме “Полтава”, написанной в 1828 году, Пушкин создает образ императора-воина, и всю сложность его образа мы видим в его описании во время Полтавской битвы:

Выходит Петр.

Его глаза Сияют,

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен…

“Он прекрасен” в своем стремлении одержать победу над врагом, который, по его мнению, мешает дальнейшему развитию России, и “ужасен” в непримиримом желании сломать его сопротивление и уничтожить его. Но Пушкин отмечает, что Петр I не испытывает личной ненависти к шведам. После победы над врагом он принимает их военачальников:

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Пушкина очень привлекает в Петре способность быть великодушным и милосердным. Он вообще

ценил эти качества в людях, особенно наделенных неограниченной властью. Это видно из стихотворения “Пир Петра Первого”. В этом произведении Пушкин говорит о празднике в “Питербурге-городке”. Что же послужило причиной этого праздника? “Родила ль Екатерина? Именинница ль она, чудотворца-исполина чернобровая жена?” Нет, он празднует примирение с подданным, и это событие становится для него настолько важным, что он отмечает его салютом, фейерверками.
В “Медном всаднике” мы видим Петра в совершенно другой роли – здесь он предстает как основатель столицы. Поэма “Медный всадник” была написана А. С. Пушкиным в Болдине в 1833 году. Начатая поэтом 6 октября, она была завершена уже 31 октября. Вскоре он представил свое произведение высочайшему цензору (императору Николаю I) и получил ее с девятью пометками. Переработать “Медного всадника” Пушкин не захотел: это означало изменить смысл произведения. Поэтому поэма вышла с некоторыми сокращениями. В “Медном всаднике” противопоставлены государство, олицетворенное в образе Петра I, и человек с его личными, частными переживаниями.

Отношение русского народа к Петру Великому, к его реформам никогда не было однозначным. Он, как писал А. С. Пушкин, “уздой железной Россию поднял на дыбы”. В русской истории реформы Петра были глубоким и всеобъемлющим переворотом, который, конечно, не мог совершиться легко и безболезненно. Царь требовал от народа напряжения всех сил для достижения намеченных им целей. Общее благо всего государства покупалось ценою многих жертв. А это вызывало ропот и недовольство среди людей.

Такое же неоднозначное отношение у народа было и к детищу Петра I – Петербургу. Построенный “назло надменному соседу” и природе, ценою огромных усилий и жертв, этот город олицетворял собой величие и мощь России и в то же время рабство ее народа. И финал поэмы – полная противоположность началу, он является гимном государственности, гимном Петру I, гимном самому мощному из русских самодержцев, основателю столицы, сблизившей Россию с Западом. Петербург, по выражению А. С. Пушкина, явился настоящим “окном в Европу”.

Пушкин посвятил Петру множество стихотворений. Существуют различные мнения по поводу того, как оценивал его личность Пушкин. Одни исследователи, и в частности известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский, считают, что поэт обосновал право государства, олицетворением которого и стал Петр I, распоряжаться жизнью частного человека, что приводит к трагедии. Они считают, что Пушкин, от души сочувствуя горю “бедного” Евгения, все-таки всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие исследователи стоят на стороне “бедного” Евгения, то есть считают его жертву неоправданной. А третьи думают, что конфликт государства и отдельной личности трагичен и неразрешим. Пушкин предоставляет самой истории сделать выбор между двумя “равновеликими” правдами – Петра и Евгения. И это наиболее правильная точка зрения.

А. С. Пушкин как поэт и философ отразил всю сложность человеческих взаимоотношений. А осмысление этих порой неразрешимых проблем он оставил читателю. Пушкин многое прощал Петру I за то, что тот не заботился о своем величии и славе, а думал только о России, о ее мощи, независимости и силе. В стихотворении “Стансы” Пушкин писал:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.
avatar