Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?


Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?

(По драме А.Н. Островского «Гроза»)
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 502 | Добавил: (12.03.2019) (Изменено: 12.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
Аватар
0

12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеа­лам, развитие личностного самосознания, способность к про­тесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность — все эти черты Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать ее рус­ским сильным характером.

Катерина — очень поэтичная, эмоциональная натура. Ха­рактерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической верой в волшебные сказки. В доме ее всегда было много странниц и богомолок, она слу­шала их рассказы, в юности любила ходить в церковь, мо­литься. Она чувствует красоту природы, любит окружающий мир. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на клю­чик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены сказочными видениями. Часто снится ей, что она летает, как птица.

И этот образ птицы позволяет нам понять главное в харак­тере героини. В народной поэзии птица — символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспо­минает Катерина о своей жизни в родительском доме. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но жизнь Катери­ны проходит в неволе, где ей тоскливо и одиноко.

Цельная, сильная натура, она терпит власть «темного цар­ства» лишь до определенного момента. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она,. — так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, сме­лостью, прямотой. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни­чего не могу», — говорит она Варваре.

Катерина не может пойти на сделку с собственной со­вестью, в отличие от Варвары. Любовь к Борису кажется ей греховной. И внешний конфликт в пьесе переходит во внут­ренний, конфликт героини с самой собой. Конфликт этот не­разрешим у А.Н. Островского. Именно поэтому исследова­тели говорили о «Грозе» как о трагедии. Катерина всена­родно признается мужу и свекрови в содеянном, а затем по­гибает. Как и в античных трагедиях, конфликт разрешается у А.Н. Островского смертью героини.

В поведении Катерины проявился, по словам Н.А. Добро­любова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит все, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Позиция автора в пьесе однозначна: финал произведе­ния — это нравственная победа Катерины. Мы видим, что рушатся устои «темного царства». Варвара сбегает с Кудря­шом, Тихон впервые решается на протест.

Речь героини, образная, музыкальная, напевная, напоми­нает народные песни: в ней присутствуют повторы («на трой­ке на хорошей»), обилие уменьшительно-ласкательных форм («солнышко», «водица», могилушка»), сравнения («ни об чем не тужила, словно птичка на воле»), фразеологизмы («души не чаяла»). В момент наивысшего напряжения своих душев­ных сил Катерина обращается к языку народной поэзии: «Вет­ры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!». Остров­ский раскрывает в речи Катерины не только ее страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими кон­струкциями резко утверждающего или отрицательного харак­тера.

Внутренний мир героини раскрывается в ее монологах, в них мы видим ее воспоминания, чувства. Первый монолог — это ее поэтичное воспоминание о детстве. Второй большой монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. В нем откры­вается внутренняя борьба героини, противостояние острой жажды счастья и боязни собственной гибели. Последние мо­нологи Катерины открывают нам тоску и отчаяние. Выход из этого положения она видит в одном — в смерти. Только так она может обрести покой, утерянную душевную гармонию. Однако Катерина не считает свое самоубийство грехом. «Кто любит, тот будет молиться», — говорит она. Героиня уходит из жизни с верой в любовь и сострадание.

Таким образом, Катерина у А.Н. Островского — сильный, волевой характер, яркая, неординарная личность, способная на протест.
Аватар
0

12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пьеса «Гроза», написанная А. Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», в которой он ловко парировал выпады других критиков, ответил на многие интересующие читателей вопросы и проанализировал образы героев драмы.

Особое внимание Николай Александрович уделил характеристике Катерины, главной героини произведения. Ведь она, хрупкая, беззащитная девушка, была так одинока в «тёмном царстве» Диких и Кабановых. Но почему в своём анализе он назвал характер Катерины «сильным русским» характером?

По мнению Добролюбова, Катерина очень своеобразна. В её характере нет ничего внешнего, чужого, все выходит изнутри его; любое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически. Она действует не по убеждению или логическим доводам. Ею движет натура. Катерина любит все вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогает, проявляя отзывчивость, гостеприимство и безграничную доброту. Из всего существующего она выбирает только то, что не противоречит ее натуре. Её душа намного шире и глубже, чем у других людей, она свободна, раскрепощена и гармонична.

Пребывая в неволе, Катерина не капризничает, никого не винит, живет очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре. Зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое стеснение ее глубоко возмущает. Она не может выдержать больше унижения и решается на борьбу за свои права, но будучи не в состоянии постоять за себя, идет обратным путем — сама бежит от губителей и обидчиков, лишь бы не противоречить себе.

Добролюбов сравнивает Катерину с многоводной рекой: она течет, как требует ее

природное свойство. Не потому бурлит она, что воде вдруг захотелось пошуметь, а потому, что это ей необходимо для дальнейшего течения. Так и в характере Катерины: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Своего мужа Катерина не любила. Но её нельзя за это винить. «Ей просто не было особенной охоты выходить замуж, но не было также и отвращения от замужества; не было в ней любви к Тихону, но не было любви и ни к кому другому». Ей было все равно. Но, когда она встретила Бориса, в ней появились новые чувства — страсть и любовь. И в этих чувствах стала заключаться для нее вся жизнь, вся сила ее натуры. К Борису влекло ее не одно то, что он ей нравится, к нему влекла ее и потребность любви, смертельная тоска ее однообразной жизни и желание быть вольной, свободной. Именно за свободу Катерина готова была бороться и добиваться её во что бы то ни стало: тут и проявилась сила её характера.

Я считаю, что Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским» и «сильным», потому что с таким характером человек способен так любить, способен так жертвовать, так переносить все тяготы и лишения, оставаясь при этом самим собой. Катерина обладала характером, который не смогло изменить «тёмное царство».
avatar