Тема маленького человека в творчестве Лескова


Тема маленького человека в творчестве Лескова.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 61 | Добавил: (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Интереснымм образом решал проблему маленького человека Лесков. Его герой — совсем не обя­зательно мелкий чиновник — чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удиви­тельным талантом, истинно христианским духом, непоколе­бимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Лесков в одном из своих лучших рассказов — «Очарованный странник». Его герою, внешне совершенно непримечательно­му человеку, выпало на долю столько испытаний и страданий, что их хватило бы на несколько жизней. И что самое интерес­ное .- он сам повествует о них совершенно спокойно, как о чем-то вполне обыкновенном, и самые невероятные вещи рас­сказывает, нигде не сбиваясь с эпического тона. И не то чтобы это был какой-то особенный человек — вот разве силой и здо­ровьем мог действительно похвастаться, — нет, перед нами обыкновенный русский человек, подобных которому на Руси, наверное, тысячи. Он не мученик и не герой по призванию и, наверное, рад был бы избавиться и от физической боли, и от тоски, и от искушений, но раз уж они ему выпали на долю, он переносит их терпеливо и ни при каких обстоятельствах не те­ряет веры в Бога. Его жизнь — настоящий подвиг, но подвиг простой, неброский, не осознаваемый самим героем как под­виг. И, в сущности, при всей своей внешней непритязательно­сти, герой Лескова и есть тот самый настоящий, а не выду­манный русский праведник, без которых не стоит земля.

Традиция понимания маленького человека, заложенная Лесковым, оказалась очень плодотворной, в част­ности, в отечественной литературе XX века. В веке же XIX своеобразный итог теме маленького человека подвел Чехов.
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников, в том числе у Пушкина. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу, Ивана Северьяновича Флягина и Катерину Измайлову. Все эти три персонажа - сильные личности, и каждый по-своему талантлив. Но вся энергия Катерины Измайловой направлена на устройство личного счастья любыми путями. В достижении своих целей она идет на преступление. И поэтому такой тип характеров отвергается Лесковым. Сочувствует он ей лишь тогда, когда она оказывается жестоко преданной своим возлюбленным.

Левша - талантливый человек из народа, заботящийся о своей родине больше, чем царь и придворные. Но его губит порок, так хорошо знакомый русским людям,- пьянство и нежелание государства помогать своим подданным. Без этой помощи он мог бы обойтись, если бы был сильным человеком. Но сильным человеком не может быть пьющий человек. Поэтому для Лескова и это не тот герой, которому нужно отдать предпочтение.
Среди героев, относящихся к разряду "маленьких людей", Лесков выделяет Ивана Северьяновича Флягина. Герой Лескова - богатырь обликом и духом.

Он силен не только физически, но и духовно. Жизнь Флягина представляет собой бесконечное испытание. Он силен духом, и это позволяет ему одолеть столь сложные жизненные перипетии. Он был на грани смерти, спасал людей, сам спасался бегством. Но во всех этих испытаниях совершенствовался.

Это простой человек со своими достоинствами и недостатками, постепенно эти недостатки искореняющий и приходящий к пониманию Бога. Лесков изображает своего героя сильным и храбрым человеком С огромным сердцем и большой душой. Флягин не сетует на судьбу, не плачется. Лесков, описывая Ивана Северьяновича, вызывает у читателя гордость за свой народ, за свою страну. Флягин не унижается перед сильными мира сего, как герои Чехова, не спивается из-за своей несостоятельности, как Мармеладов у Достоевского, не опускается "на дно" жизни, как персонажи Горького, не желает никому зла, не хочет никого унизить, не ждет помощи от других, не сидит сложа руки. Это человек, осознающий себя человеком, настоящим человеком, готовый отстаивать свои права и права других людей, не теряющий чувства собственного достоинства и уверенный в том, что человек может все.
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Трехлетние странствия Н. С. Лескова по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом. В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт- Петербургских Ведомостях». В начале своейлитературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М. Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Протозанов, Фрей- шиц, свящ. П. Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков- нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д. И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?».

В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы».

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт- Петербурге.

«Очарованный странник» - повесть Лескова Н. С., которая была написана в 1872-1873, входит в цикл легенд о русских праведниках. Впервые произведение Н. С. Лескова было напечатано в газете «Русский мир» 8 августа - 19 сентября 1873 г. под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения», Год спустя вышло отдельное издание «Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова».

У Николая Семеновича Лескова «маленький человек» - это совершенно другой человек, также отличается от его предшественников, в том числе у Пушкина. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу, Ивана Северьяновича Флягина и Катерину Измайлову. Все эти три персонажа - сильные личности, и каждый по-своему талантлив. Но вся энергия Катерины Измайловой направлена на устройство личного счастья любыми путями. В достижении своих целей она идет на преступление. И поэтому такой тип характеров отвергается Н. С. Лесковым. Сочувствует он ей лишь тогда, когда она оказывается жестоко преданной своим возлюбленным.

Продолжение ниже
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Левша - талантливый человек из народа, заботящийся о своей родине больше, чем царь и придворные. Но его губит порок, так хорошо знакомый русским людям,- пьянство и нежелание государства помогать своим подданным. Без этой помощи он мог бы обойтись, если бы был сильным человеком. Но сильным человеком не может быть пьющий человек. Поэтому для Н. С. Лескова и это не тот герой, которому нужно отдать предпочтение.

Среди героев, относящихся к разряду «маленьких людей», Н. С. Лесков выделяет Ивана Северьяновича Флягина. Герой Н. С. Лескова - богатырь обликом и духом.

Он силен не только физически, но и духовно. Жизнь Флягина представляет собой бесконечное испытание. Он силен духом, и это позволяет ему одолеть столь сложные жизненные перипетии. Он был на грани смерти, спасал людей, сам спасался бегством. Но во всех этих испытаниях совершенствовался.

Это простой человек со своими достоинствами и недостатками, постепенно эти недостатки искореняющий и приходящий к пониманию Бога. Лесков изображает своего героя сильным и храбрым человеком С огромным сердцем и большой душой. Флягин не сетует на судьбу, не плачется. Н. С. Лесков, описывая Ивана Северьяновича, вызывает у читателя гордость за свой народ, за свою страну. Флягин не унижается перед сильными мира сего, как герои Чехова, не спивается из-за своейнесостоятельности, как Мармеладов у Достоевского, не опускается «на дно» жизни, как персонажи Горького, не желает никому зла, не хочет никого унизить, не ждет помощи от других, не сидит сложа руки. Это человек, осознающий себя человеком, настоящим человеком, готовый отстаивать свои права и права других людей, не теряющий чувства собственного достоинства и уверенный в том, что человек может все.

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Н. С. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Интересным образом решал проблему маленького человека Н. С. Лесков. Его герой - совсем не обязательно мелкий чиновник - чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Н. С. Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удивительным талантом, истинно христианским духом, непоколебимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Н. С. Лесков в одном из своих лучших рассказов - «Очарованный странник». Его герою, внешне совершенно непримечательному человеку, выпало на долю столько испытаний и страданий, что их хватило бы на несколько жизней. И что самое интересное, он сам повествует о них совершенно спокойно, как о чем-то вполне обыкновенном, и самые невероятные вещи рассказывает, нигде не сбиваясь с эпического тона. И не то чтобы это был какой-то особенный человек - вот разве силой и здоровьем мог действительно похвастаться, нет, перед нами обыкновенный русский человек, подобных которому на Руси, наверное, тысячи. Он не мученик и не герой по призванию и, наверное, рад был бы избавиться и от физической боли, и от тоски, и от искушений, но раз уж они ему выпали на долю, он переносит их терпеливо и ни при каких обстоятельствах не теряет веры в Бога. Его жизнь - настоящий подвиг, но подвиг простой, неброский, не осознаваемый самим героем как подвиг. И, в сущности, при всей своей внешней непритязательности, герой Н. С. Лескова и есть тот самый настоящий, а не выдуманный русский праведник, без которых не стоит земля.

В литературоведении уже давно сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий выражение «образ маленького человека». На первый взгляд, трактовка этого определения достаточно проста - «маленький человек» означает чаще всего «незначительный, незаметный, обычный». Но такое понимание этого образа встречается только начиная с Пушкина и Гоголя, а литературоведы отмечают его появление в русской литературе гораздо раньше - в творчестве Радищева и Карамзина.

Повышенное внимание к данному, казалось бы, совсем неинтересному образу объясняется, во-первых, особенностями русского менталитета: на Руси всегда любили и почитали «сирыхи убогих», «божьих» людей; а во-вторых, неинтересность «внешняя» скрывает под собой глубокую «внутреннюю» жизнь, исследование которой открывает писателям неисчерпаемые возможности для изучения человеческой души.

Продолжение ниже
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».

Н. С. Лесков показывает эту тему по-другому, создаёт иной образ в литературе. Это своего рода обобщенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен перед жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный государственной машиной и вечной нуждой, порой он способен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачастую имеет для него трагические последствия - безумие, падение, смерть.

Н. С. Лесков был мастером своего дела, об этом говорил М. Меньшиков в статье «Художественная проповедь»: «...как дикий дуб среди культурных, изнеженных яблонь рождается как-то сам, из случайно занесенного в сад желудя, оригинальный талант растет без всякого ухода и вырастает богатырем. Оригинальность - первый признак таланта, и даже великого таланта, но лишь при условии, если оригинальность естественна: только тогда она искренна и полна правды. Н. С. Лесковобладает избытком оригинальности, но не совсем естественной, переходящей в причудливость. На творчестве этого беллетриста лежит как бы печать раннего Возрождения, избытка бьющей силы при невозможности овладеть ею. Типы его излишне выпуклы и резки, язык излишне меток и колоритен; это чисто русский язык, но уж слишком пересыщенный русской солью, отягощенный курьезами, обилие которых подавляет. Неправильная, пестрая, антикварная манера делает книги Лескова музеем всевозможных говоров; вы слышите в них язык деревенских попов, чиновников, начетчиков, язык богослужебный, сказочный, летописный, тяжебный, салонный - тут встречаются все стихии великого океана русской речи. Он всегда ищет и ждет, и это взволнованное ожидание заражает читателя и волнует его. Из чтения книг Лескова вы выходите не развлеченным и рассеянным, как после большинства заурядных авторов: его книги в вас внедряются и продолжают жить, продолжают тревожить и умилять, совершая в глубине совести вашей какую-то всегда нужную работу. Каждое его произведение приподнимает угол завесы над тою или иною стороною русской жизни, и эта жизнь всегда показывается в ее доподлинном затрапезном виде, с характерными мелочами, требовавшими не только наблюдения, но и изучения. Подобно Флоберу, Лесков хочет знать весь быт и всю обстановку своих героев до последней черточки, стремится вооружить себя всеми красками, всеми средствами для своей живописи и, подобно Флоберу, погружаясь в материал для изучения, иногда теряется в нем, и цели начинают исчезать в средствах. Сочинения Лескова похожи на окна с фигурными и цветными стеклами: видимый сквозь них мир окрашен не совсем так, как в действительности, а ярче и фантастичнее, и очертания его не всегда правильны. Как Фет в поэзии, Лесков в беллетристике достигает своих эффектов иногда странными отступлениями от действительности, особенно резко подчеркивающими саму действительность».
avatar