Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова


Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 35 | Добавил: (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление. Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте. Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не только необыкновенную поэтичность, романтический оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Темой одиночества, изгнанничества пронизано практически всё творчество Лермонтова. Отчасти это связано с его биографией, отчасти - с мировосприятием. Лермонтов был одиноким человеком. Мать умерла, а с отцом он был разлучён. Воспитывала его одна лишь бабушка. Друзей у Лермонтова было немного, в любви счастья он тоже не нашёл, и, может быть, именно поэтому всего себя, всю свою душу он вложил в творчество, особенно в поэзию.

Тема одиночества и изгнанничества является ведущей в творчестве Лермонтова.

Именно к ней относится стихотворение "Тучи". Как композиционно, так и по смыслу делится на три части: в первой он обращается к тучкам, при этом сопоставляя себя с ними:

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Второе четверостишие полностью состоит из риторических вопросов, в которых он обращается к тучам через призму собственного восприятия:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Кажется, будто он обращается к тучкам, но на самом деле эти вопросы касаются судьбы самого Лермонтова.

В третьей части содержатся ответы на вопросы, которые лирический герой задаёт во второй части. Читая последнее четверостишие, мы убеждаемся, что Лермонтов в своём стихотворении обращается не к тучкам, а к самому себе, а тучки являются лишь предметом для сопоставления.

Явное сходство с "Тучами" имеет стихотворение "Листок". Оно тоже начинается с описания природы и в нём так же, как и в "Тучах", образ природы является отражением судьбы и мировоззрения человека: лирический герой этого стихотворения сравнивает себя с дубовым листком, который "оторвался от ветки родимой" и нигде не может найти себе приют.

Стоит также заметить, что оба эти стихотворения относятся к последним годам жизни Лермонтова: "Тучи" были написаны в 1840 году, "Листок" - в 1841. Это свидетельствует о том, что Лермонтов к последним годам жизни смог осознать своё место в этом мире и всё острее начинал ощущать одиночество.

Подводя итог, мы можем сказать, что тема одиночества была ведущей в лирике М.Ю. Лермонтова. Он развивал её в своём творчестве постепенно и под конец она достигла такой вершины, что до сих пор волнует сердца людей.
avatar