Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри


Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 38 | Добавил: shurik (08.03.2019) (Изменено: 08.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
0 El_Storm
08.03.2019 оставил(а) комментарий:
Поэма «Мцыри» — наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет — бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность. Это выражено даже на сюжетном уровне — герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ — это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом. Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы — песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Продолжение ниже
0 El_Storm
08.03.2019 оставил(а) комментарий:
Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» — уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.
avatar