Сочинение: Разум и чувства в романе «Мы» Замятина


Сочинение: Разум и чувства в романе «Мы» Замятина.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 41 | Добавил: netscout (07.03.2019) (Изменено: 07.03.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
0 newsgg
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
«Как страшен может быть разум, если он не служит человеку» (Софокл).

Высказывание древнегреческого драматурга Софокла заставляет о многом задуматься. Можно ли представить себе общество, в котором разум служит не во благо чело­века, а во вред? К сожалению, наша современная история говорит о том, что такое возможно. Двадцатый век с его войнами, с наукой, которая создавала мощнейшие сред­ства массового уничтожения людей, атомные и водород­ные бомбы, приучил людей к жестокости, насилию, ко­торое никого уже не удивляет. Да, зачастую разум бывает направлен против человека, и это страшно.

Мысль Софокла подтверждают многие произведения русской и зарубежной литературы двадцатого века. На­пример, роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рас­сказывает об обществе, в котором царит разум. Правда, для чувств в нем не осталось места. После разрушитель­ной войны общество вынуждено было строго регламен­тировать жизнь людей. Собственно, и людьми-то они не являются. Это нумера, которые ходят в одинаковой оде­жде, живут в одинаковых жилищах, принимают пищу в одно и то же время, в одно и то же время гуляют. Для главного героя, строителя «Интеграла» (космического корабля), самым прекрасным и гармоничным в мире яв­ляется таблица умножения. Он пишет в своих записках, что счастье человечеству может принести только несво­бода. Но когда к нему приходит любовь, он меняется. Он пишет: «Я чувствую себя». Он начинает осознавать себя отдельной личностью, а не частью Единого Государства. И не только он протестует против авторитаризма, многие люди хотели бы жить не только разумом, но и чувствами, они поднимаются на открытое неповиновение Единому Государству и Благодетелю. Но Государство принимает свои меры: большинству нумеров насильно делают опе­рацию по удалению части мозга, отвечающей за фанта­зию, творчество, любовь, сострадание. И когда Д-503 по­сле проведенной ему операции смотрит, как пытают его любимую женщину, он не испытывает никаких чувств. Он думает о том, что государство одержит верх над вос­ставшими, потому что разум должен победить.

Антиутопия, созданная Е. Замятиным, поражает тем, как автор сумел предвидеть то, что произойдет в мировой истории. Он пытался предостеречь людей, чтобы не соз­давались такие общества, как в его романе, потому что жизнь без эмоций, чувств для человека невозможна.

Такую же мысль мы можем проследить в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Писатель изо­бражает Мировое государство, в котором главное — стандартизация. Все подчинено стабильности во имя ци­вилизации. В этом мире люди делятся на касты. Низшая каста — эпсилон — предназначена для грязной работы. Представителей этой касты изначально воспитывают так, чтобы у них не было стремления к чему-то прекрас­ному, высокому: маленьких детей запускают в комнату, в которой лежат игрушки, книги, цветы, дети тянутся к ним, а их бьет током. Так общество потребления воспи­тывает для себя рабов. Для автора такое общество непри­емлемо, он предостерегает нас об опасности возникнове­ния такого мира.

В этих произведениях мы видим беспокойство писа­телей о мире, в котором разум лишен человечности, нравственности, доброты. Без чувств человек жить не может, а значит, и общество в целом. Если разум не слу­жит во благо человека, то он может создать такие урод­ливые и страшные формы общественного устройства, ко­торые приведут к деградации личности и народа в целом. Такой разум воистину страшен.
0 driven
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Роман Е. Замятина «Мы» (1921) оставляет после себя неоднозначное впечатление. Поначалу он кажется чересчур фантастичным, но вчитавшись, начинаешь понимать, что все эти события, возможно, ждут человечество в будущем. Роман не сразу был опубликован в России, но в 1988 году читатели все же смогли ознакомиться с крупнейшей работой Замятина. Автор считал, что неминуемый научно-технический прогресс приведет к развитию строго тоталитарного общества, в котором все люди будут жить как роботы.

В каком-то смысле он был прав. Ведь технический процесс давно ведет к тому, что людей на работах и в домашних делах заменяют роботы. В его романе все люди наделены индивидуальными нумерами и питаются пищей, созданной на основе «нефти». Пища видится им не как источник гастрономического наслаждения, а как подзарядка мозга и организма. Детей учат по строго регламентированной системе образования роботы. Взрослые встречаются для удовлетворения естественных потребностей только с теми, за кем они закреплены и только по «розовым талонам».

Для того чтобы стать матерью женские нумеры должны достигать определенного возраста и проходить череду медицинских тестов. Таким автор рисует общество будущего, живущее в подчинении коллективных законов. Главный герой романа талантливый математик, работающий над строительством «Интеграла»,­оказывается перед главным выбором своей жизни. Повстречав упрямую и не подчиняющуюся коллективным законам I-330, Д-503 начинает испытывать к ней глубокие чувства, но его останавливает его приверженность к общепринятым нормам. В сознании героя происходит борьба разума с чувствами. Он понимает, что I-330 революционерка, но сдать ее не может.

У романа «Мы» грустная концовка. В развязке мы узнаем, что любимая инженера проходит казнь Благодетеля, но винить Д-503 не представляется возможным. Понимая, что она для него значит больше чем просто друг, он всячески старался уберечь ее от неминуемой гибели. Однако после операции по удалению фантазии, через которую время от времени проходили все нумеры, он лишился своих эмоций и смог трезво взглянуть на ситуацию. Не испытывая более никаких чувств к I-330 и не считая своим долгом молчать про план «Мефи», он предал ее в пользу законов Единого Государства.

Он рассказал Благодетелю все, что знал о намечающейся революции со стороны «врагов счастья», тем самым подписав для любимой смертный приговор. Автор уверен, что в будущем разум будет играть основополагающую роль, а чувства отойдут на второй план.
0 AlaEva
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В антиутопическом романе писатель показывает общество жёсткого тоталитарного неразумного контроля над личностью, где нет места проявлению человеческих чувств и порывов. Это маленькая модель мира, противного человеческой природе. Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии. Конфликт чувства и разума, личности и тоталитарной системы, становятся движущей силой, направленной против принципов «Единого Государства», в котором чувства человека находятся под запретом и вызывают сопротивление самой человеческой природы.
Главный герой Д503, описывающий свою жизнь, с восторгом рассказывает об основанном на разумных математических расчётах обществе, бездушном и жестоком, в котором нет места чувствам, красоте, природе.
Замятин предупреждает человечество о пагубном влиянии научно-технического прогресса, указывает на его худшие стороны, предугадывает, что он уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу, ими нельзя управлять, они оказывают сильное влияние на самого человека.
Проблема глобализации, технического и научного прогресса, а также их влияния на человека и общество ярко и образно описана в романе.
0 Re-van
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами.
(Э.М. Ремарк)

От природы человеку свойственно стремление к познанию всего сущего на Земле. Каждый день мы слышим о победе человеческого разума над какой-то «ошибкой природы» (рак, к примеру), о разгаданной тайне, о продвижении в создании искусственного интеллекта. Конечно, это замечательно, что человечество так увлечено научными разработками в области разума. Но не приведет ли это стремление к тому, что мы забудем о том, что человек живет не только умом, но и сердцем? Последствия ведь могут быть необратимыми, и об этом уже было написано в романе Е. Замятина «Мы».

Несмотря на то что этот роман — произведение о да­леком будущем, мы уже сейчас видим, что человек отго­родился от природы стеной цивилизации и близок к тому моменту, когда восторжествует над природой. Сам автор говорил, что «этот роман — сигнал об опасности, угро­жающей человеку и человечеству от власти машин и го­сударства». Е. Замятин, одаренный от природы способ­ностью предвидения, еще в начале XX века понял, какую опасность таит нивелирование личности, подавление че­ловеческих чувств, разрушение классической культуры и тысячелетних традиций. «Человек без чувств — маши­на», которой даже «излишняя жестокость не восприни­мается как жестокость», — отмечает автор романа.

Действие в романе происходит в далеком будущем, где после Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди стали гражданами Единого Государства. Личностей в этом будущем нет. Есть 0-90, Д-503… Они выполняют свои обязанности, живут по строгим законам и не имеют права на чувства. Любовь превращается в этом государстве в «счастье по разовым талонам», поэто­му той любви, которая и отличает человека от животно­го, нет, есть просто удовлетворение инстинктов. А когда умирает любовь (одно из самых божественных чувств!), без любви гибнет и мир.

Д-503 — талантливый инженер, создатель Машины, один из учредителей Государства, где нет поводов для та­ких человеческих чувств, как зависть, восхищение, гнев — все у всех одинаково, все равны. Этому способст­вует и операция по извлечению той части мозга, где рож­дается фантазия. Но эта операция — не высшее достиже­ние разума, а наивысшая степень насилия над человеком. Этот вывод делает главный герой Д-503, ко­торый «заболел», т.е. влюбился в 1-330. Именно он, один из самых умных людей Государства, вдруг понимает, что он неполноценный, потому что у него нет души. Любовь к 1-330 была единственным шансом стать человеком, возможностью испытать радости и муки человеческого существования, но Д-503 предпочитает оставаться «че­ловеком управляемым», а не «мыслящим», «достойным гражданином Единого Государства», и подвергает себя Великой Операции. Только на какое-то мгновение он по­стиг разумом, что нельзя жить одним умом, нужны чув­ства, но Машина победила.

Конечно, «Мы» — это антиутопия, однако это произ­ведение звучит и сегодня как предупреждение нам о том, что нельзя жить одним разумом, люди живут чувствами. Человечество по-настоящему будет свободным не тогда, когда в нем будет истреблена душа, а только тогда, когда человеческое в человеке будет процветать. (436 слов) Ненависть затмевает рассудок. (Русская пословица) Ненависть — месть труса за испытанный страх. Джордж Бернард Шоу

Продолжение ниже
0 Re-van
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Ненависть, как сказали бы психологи, это «наиболее интенсивная форма проявления негативного отношения к кому-либо или чему-либо». Она иногда сопровождается крайней жестокостью, желанием ударить, унизить, раз­давить морально объект ненависти. Иногда ненависть воспринимается как антитеза любви, ее полная противо­положность: если любовь характеризуется активной за­интересованностью в существовании, жизни и развитии объекта любви, то ненависть обозначена активной заин­тересованностью в уничтожении объекта ненависти. И, конечно же, «ненависть затмевает разум»: идя у нее на поводу, человек уже не может контролировать себя и со­вершает антигуманные действия. Ненависть может кон­солидировать одну группу людей против другой, один народ — против другого народа и даже всего мира.

Самым ярким примером «консолидированной» нена­висти, затмившей рассудок не одного человека, а целого рода, является трагедия У. Шекспира «Ромео и Джуль­етта». Бессмысленная многолетняя вражда семей Мон­текки и Капулетти препятствует любви юных Ромео и Джульетты. Еще не смолкли звуки чудесного бала, где царила атмосфера красоты и любви, а уже Тибальт, двоюродный брат Джульетты, убивает в драке Меркуцио, а Ромео в порыве ненависти и жажды мщения лишает юной жизни Тибальта.

Союз влюбленных сердец невозможен из-за многове­ковой ненависти двух семей. Никакие увещевания, ни­какие призывы к разуму не могут примирить эти враж­дующие кланы. Ненависть затмевает рассудок родителей обеих семей, — но Ромео и Джульетта тайно венчаются. Они согласны жить какое-то время в разлуке, лишь бы сохранить свои чувства. Но судьба сыграла злую шутку с влюбленными: из-за простого совпадения событий Ромео не узнал, что Джульетта всего лишь «спит безмятежным сном», и покончил с собой. Очнувшись, Джульетта поня­ла, что жить без Ромео не в силах, и тоже предается смерти. Смерть двух юных сердец примирила наконец тысячелетиями враждовавшие семьи, но счастья она ни­кому не принесла: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Вражда, вражда, вражда… Скольких людей она погу­била! Скольких губит сейчас! И не просто людей, а целые народы делает она врагами (особенно в наше время)! А ведь со времен Шекспира сколько столетий прошло, а мы так и не научились жить в мире и согласии! Да, любовь Ромео и Джульетты лишь обнажает суть проблемы, де­монстрируя, что в своей агрессии мы способны прийти только к трагедии. Так пусть наши разум и сердце всегда ладят между собой, чтобы и человек ладил с другим че­ловеком, и народы жили в мире и согласии, в мире, где нет места ненависти, вражде, смерти.
avatar