Главная » Вопросы » Школа » Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение: образ маленького человека в повести Достоевского «Бедные люди»
Сочинение: образ маленького человека в повести Достоевского «Бедные люди».
Категория: Сочинения по русскому языку и литературе | Добавил: buzz (06.03.2019)
Просмотров: 69 | Ответы: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 4
0 Oleg74
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Так, именно на наличие в герое самосознания делает упор в трактовке темы маленького человека Достоевский. Его герой по социальному положению близок к героям Пушкина и Гоголя, но внутренне он уже совсем другой. Он думает о себе и о своем месте в мире — вот его главная отличительная осо­бенность. Впрочем, от этого трагедия маленького человека в мире становится только еще более острой. Чувство собствен­ного достоинства заставляет маленького человека у Достоев­ского страдать на каждом шагу не от бедности (впрочем, от бедности тоже), а прежде всего от унижения, от попранного чувства собственного достоинства. Сама бедность восприни­мается не столько как нужда, сколько как унизительное поло­жение, которое заставляет человека ежеминутно чувствовать свое ничтожество. В тряпку, в ветошку, не имеющую цены, обстоятельства обращают уже не бессловесную тварь, но че­ловека, обладающего гордостью. Таков, в частности, герой повести Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин. В от­личие от своих предшественников у Карамзина, Пушкина и Гоголя, он уже достаточно развитой человек, способный на высокие чувства, разбирающийся в литературе и ищущий в ней не одного лишь развлечения, а сочувствия себе, своему униженному положению. Перед лицом начальства его охваты­вает не столько страх, сколько стыд, а это чувство показывает в человеке наличие гордости, собственного достоинства. Что­бы еще резче подчеркнуть драму маленького человека, Досто­евский делает его влюбленным в бедную же девушку Варень­ку. Повесть Достоевского написана в виде переписки этих двух героев, что способствует глубокому раскрытию их чувств, мыслей и переживаний. В письмах Макара Девушкина перед читателем раскрывается его нежная душа, способная на самую почтительную и робкую любовь, на преданность лю­бимой девушке, открывается чувствительный и довольно тон­кий ум. Заметно, что Макар Девушкин не хочет огорчать Вареньку описанием своих несчастий, но через намеренно бодрый тон все же прорывается и жалоба, и заглушенный внутренний протест против такой жизни. Достоевский по- своему продолжает мысль Гоголя о том, что маленький чело­век добрее и отзывчивее «большого»: тот, кто страдает сам, легче и глубже понимает страдания другого. Чувство умиле­ния и душевной растроганности вызывает взаимная забота Вари и Макара Девушкина. Но финал этой трогательной исто­рии все равно трагичен: Варя вынуждена выйти замуж за бо­гатого господина Быкова, оставляя героя повести совершенно одиноким и несчастным.
0 Forget
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
В произведении Фёдора Михайловича Достоевского “Бедные люди” отражена тема “маленького человека”. До этого некоторые писатели также использовали её в своих произведениях, но автор данного романа привнёс в своих героев много новаторства.

Если сравнивать двух “маленьких людей”: Башмачкина Гоголя и Девушкина Достоевского – то между ними заметны многие различия. Если у первого весь смысл жизни сосредоточен на материальном, исполнении своей мечты, то у второго цели гораздо выше: Макар Алексеевич готов сделать всё для счастья другого человека.

Заметны отличия и в связи персонажей с обществом: Девушкин, в отличии от Акакия, довольно часто контактирует с другими людьми: коллегами, соседями, нередко с незнакомцами. У персонажа Гоголя все увлечения заканчивались на его однообразной работе, у Достоевского же он и читает, и выходит на прогулки, и пишет письма буквально каждый вечер. В “Шинели” Акакий одинок, в мире он чужой, Девушкин же напротив имеет “двойников” в “Бедных людях”: нам встречается большое количество людей со схожими судьбой и характером. У персонажа Гоголя есть только одна мечта, и та сугубо материальна. Достоевский создал персонажа, который может мечтать о чём-то более существенном: стать знаменитым писателем, быть узнаваемым на улице.

Но, несмотря на всё, Девушкин всё так же остаётся тем самым “маленьким человеком”, каким задумывал его автор. Макар Алексеевич находится на грани нищеты, он едва сводит концы с концами. Сам по себе он человек скромный, миролюбивый, довольствуется тем, что у него есть. На Девушкина также очень сильно влияет общественное мнение: он постоянно думает о том, как воспримут это окружающие.

Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе “Бедные люди” раскрыл тему “маленького человека” совсем по-другому, не так, как это привыкли делать писатели до него. Но тем не менее он создал своего персонажа таким, чтобы он действительно являлся тем самым “маленьким человеком”.
0 Ninaarc
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «...бедность не порок, это истина... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.
0 spring
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена».Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
avatar