Новаторство А.С. Грибоедова в комедии “Горе от ума”


Новаторство А.С. Грибоедова в комедии “Горе от ума”.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 43 | Добавил: shurik (04.03.2019)

Всего ответов: 7

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 7
0 El_Storm
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Грибоедов написал свою комедию "Горе от ума" в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено в том, что он создал русскую оригинальную комедию в стихах. Драматический род литературы требует особого искусства: без авторского слова нужно добиться художественной правды. Ведь драматург создает образ из слов и реплик действующих лиц, и у Грибоедова это получилось. Кроме того, создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей. В комедии каждый говорит свойственным ему живым разговорным русским языком. Как и предсказывал АС Пушкин, многие стихи комедии вошли в нашу речь.

Сохранив отчасти классическую форму комедии, Грибоедов создал реалистическое произведение. Он не стремился идеализировать своих героев и изобразил их объективно, показав как их положительные, так и отрицательные черты. Даже Чацкий (главный герой комедии) не образец для подражания, а реальный человек со своими достоинствами и недостатками. Но это новый тип личности героя, это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, "выламывающегося" из своей сосоловной среды (как и сам А.С. Грибоедов), образ "мыслящего друга человечества…". Герцен писал: "Чацкий - это декабрист". И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеалогию, дух свободомыслия ("Он вольность хочет проповедать", - так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение "делу, а не лицам" ("Служить бы рад, прислуживаться тошно").

Еще одно достижение реализма в комедии заключено в том, что в ней представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812 года. В своей пьесе А.С. Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20 годы XIX века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое суждение иметь" или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.

Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов и других.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что наряду с любовным он вводит социально-политический, общественный и нравственный конфликты. Но мне кажется, что основным является конфликт между идеалистическими представлениями героев о жизни и реальностью.

Чацкий - герой романтического плана, он не понят обществом, входит с ним в противоречие. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее справедливее. Но Чацкий не понимает, что перемены не могут произойти немедленно, так как люди не могут сразу расстаться с привычным образом жизни, и поэтому его идеи в конце комедии терпят поражение.

Продолжение ниже
0 El_Storm
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Софья также страдает в финале пьесы. Нет ничего дурного или ненормального в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов.

Даже Молчалин, человек практического ума, и тот строит свою жизнь по схеме. Следуя совету своего отца "угождать всем людям без изъятья", он не понимает, что нельзя угождать всегда и во всем. Особенно нельзя угождать в любви. Он не видит ничего дурного в том, чтобы флиртовать со скучающей барышней, угождая "дочери такого человека". Но Софья - это слишком сложная натура, ей нужен не флирт, а настоящая любовь, ради которой она готова на жертву. Поэтому и надежды Молчалина в конце произведения рухнули.

Конец комедии "Горе от ума" тоже является отходом от классицизма: в пьесе нет пятого действия, в котором определялась бы судьба героев. Мы расстаемся с ними в самый трудный для них и решительный момент жизни.

Таким образом, Грибоедов создает совершенно новый театр, написав русскую оригинальную комедию в стихах. В ней он впервые художественными средствами выразил протест против косности и отсталости фамусовского общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Кроме того, он поставил в комедии острейшие нравственные проблемы, актуальные не только для своего времени. Поэтому комедия вызывает интерес у читателя и в наше время.
0 Olediva
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов).

Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.

Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же — комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.

В пьесе присутствуют два начала — социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.

Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», — из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого — это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова — речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.

Также важно отметить, что автор сознательно отказался от тяжелого александрийского стиха в пользу вольного стиха, которым писались басни Крылова, — разностопного ямба, и это заметно оживило произведение.

Подытоживая, можно сказать, что Грибоедов отказался от множества предписаний и создал произведение, в основе которого лежат новаторские открытия. В «Горе от ума» есть черты трех литературных направлений — уходящего классицизма, приходящего ему на смену романтизма и зарождающегося реализма.
0 Šøбłǻзŋ
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с «Недорослем» Фонвизина, люди состоят не из одних пороков и не из одних добродетелей, как это получалось у драматургов XVIII в. Персонажи «Горя от ума» раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения,- он и любящий отец, и стареющий волокита, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем самостоятельная девушка, человек решительного характера. «Что такое Репетилов? В нем два, три, десять характеров»,- писал Пушкин. В Чацком отмеченная Пушкиным пылкость сочетается с высоким интеллектом, чувствительностью и остроумием.

Только Грибоедову впервые в русской драматургии удаются подлинно реалистические типы как отрицательных персонажей, так и положительного героя. Последнее явилось особенно большой заслугой Грибоедова как писателя. Положительные герои выступают и в произведениях декабристов. Однако созданные ими образы обычно страдали отвлеченностью, абстрактностью. Иное дело грибоедовский Чацкий.

В критической литературе нередко ставилась под сомнение типичность образа Чацкого. Указывалось на черты резонерства, напоминавшие положительных героев-резонеров, характерных для комедии XVIII в. Делался упрек в том, что Чацкий не живой человек, а якобы ходячая мораль, рупор автора, абстрактная идея, не воплотившаяся в художественный образ. Критик-романтик Н. И. Надеждин писал тогда: «Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии». Напротив, другой критик - Полевой в своей статье о Грибоедове утверждал, что «в Чацком выражено все, чего желал поэт от молодого поколения нашего, и мы не назовем лица его идеалом. Чацкий не идеал, а человек, каким, может быть, чувствовал себя Грибоедов. Он так противоположен всем и всему окружающему его, что при каждом обстоятельстве, при каждой встрече должен невольно ссориться с людьми, их мнениями, их обычаями и привычками.

При таком плане комедии были невозможны мольеровские примеры. Тут не могло быть ни искусственной любви, которая служила бы завязкою пьесы, ни резонера дяди, ни ветреника юноши, ни плута слуги. Поэт взял свои лица из окружающего его общества, а не из прежней теории комедии, и оттого все они носят свой самобытный образ. Позднее Гончаров убедительно показал психологическую правдивость личности Чацкого и всей его драмы. Советские исследователи раскрыли глубокую связь его с движением декабристов. В изображении переживаний Чацкого, его романтической пылкости, его чувствительности Грибоедов многому научился у поэтов-декабристов, отказавшись, однако, от их отвлеченной, абстрактной героизации положительной личности. Это действительно героическая личность, но это и живой человек.

Продолжение ниже
0 Šøбłǻзŋ
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Важно отметить, что методом типизации у Грибоедова служит не психологический анализ, имеющий для него важное, но все же не основное значение. Драматург большее внимание уделяет характеристике моральных качеств и.особенностям взглядов персонажей комедии, чем их психологическим переживаниям. Это характерно для писателей-просветителей. Он не отказывается также и от нарочитой подчеркнутости, заостренности и даже гротескности в изображении отрицательных типов, как, например, Скалозуба, Молчалина. Тем ярче раскрывается их сущность. В этом отношении Грибоедов также использовал лучшие достижения сатирической литературы XVIII в.

Уже в современной Грибоедову критике отмечалась в комедии самобытность - первообразность характеров. Грибоедов не списал, а создал их, указывая К. А. Полевой. «Он схватил множество рассеянных в разных лицах черт характера московского барина, облек их истинными формами, дал им жизнь и наименовал их: Фамусов. Так и останется это лицо жить в потомстве. Фамусов является вам в обществе под тысячью различных обликов, и потому-то многие находят в нем сходство с тем и с другим. Они правы и не правы. Черты Фамусова находятся во многих, но собственно это лицо есть создание поэта; поэт собрал самые осязаемые из сих черт и воплотил их в лице Фамусова, который потому-то и верен своему идеалу до такой изумительной степени, что в нем соединены самые главные, отличительные, основные приметы московского барина. Это лицо так же истинно, как лицо Фигаро, Фальстафа, Гарпагона, Жилблаза, прототипов своего рода, и в создании характера Фамусова Грибоедов едва ли не стал рядом с Бомарше, Шекспиром, Мольером и Лесажем.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает свои индивидуальные черты и свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты,- писал драматург,- входят в состав комедии и трагедии. В них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные - всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». «Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми,- писалось в 1830 г. в журнале «Московский телеграф»,- это - галерея вымышленных портретов, в которых мы видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на.оные, старается угадать, с кем они схожи. Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова». И не случайно современники, а позднее многие исследователи отыскивали прототипы грибое-довских персонажей в барской Москве его времени. Так, в образе Фамусова угадывали некоторые черты дяди драматурга - Алексея Федоровича Грибоедова, который любил указывать на себя как на образец для подражания. «Образец его нравоучений: «я, брат!..» - сообщает писатель в заметке «Характер моего дяди». Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.
0 МихалычЪ
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).
Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Гончаров в статье “Мильон терзаний пишет: “Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом”.
Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия.. . какая едва ли найдется в других литературах...
0 Сахават
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Ю.М. Лотман писал, что 1820-е гг. были очень театральны. Театр был очень популярен, становился аналогом самой жизни. Бурно развивался водевиль – лёгкое куплетное произведение на злободневные темы. Но это не отвечало сути театральной жизни. Была необходима общественная комедия. Русскому театру не хватало нового героя. Грибоедов внедряет в сознание новый мирообраз.

На первый взгляд, комедии Грибоедова традиционны. Соблюдается единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова), действия (любовный треугольник). Но в течение этого дня разворачивается история русского общества в

течение 10 лет, она разворачивается в ретроспекции, в памяти. Пространство также раздвигается в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается – это внесценические персонажи, создающие пространство жизни. Вяземский говорил: «В комедии Грибоедова народ действующих лиц». Любовный треугольник не имеет счастливого конца – все герои несчастны. Софья и Чацкий представляют столкновение сильных личностей. Молчалин вряд ли может быть частью этого треугольника.

Первый вариант заглавия – «Горе уму», но это более однозначное и однонаправленное заглавие. Концовка пьесы амбивалентна: горе достаётся не только уму Чацкого, но и от его ума фамусовскому обществу. Ситуация комедии рождает синтез комедийного и трагического начал. Грибоедов принципиально настаивал на комедии как на жанровой направленности своего произведения, потому что для него комедия была связана со смеховой культурой, в которой сочеталось комическое и драматическое. Грибоедов выявляет двойственную природу смеха. Ситуация в комедии лишена внутренней комедийности. Это миллион терзаний героев, высокая комедия, ставшая национальным воплощением жанра. Смех в ней очищающий, просвещающий.

Первое явление первого действия отображает любовно-психологическую ситуацию, второе явление – общественно-философскую ситуацию. Эти ситуации чередуются в последующих действиях. Общественно-философская драма связана с любовно-психологической. Комедия Грибоедова написана динамичным разностопным ямбом. В комедии 2221 стих и 60 типов реплик.
avatar