Главная » Вопросы » Школа » Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение: Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»
Сочинение: Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место».
Категория: Сочинения по русскому языку и литературе | Добавил: damian (01.03.2019)
Просмотров: 73 | Ответы: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Ответов: 3
0 shurik
01.03.2019 оставил(а) комментарий:
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
0 El_Storm
01.03.2019 оставил(а) комментарий:
Н.В. Гоголь является мастером жанра «народная фантастика». Одно из самых ярких произведений, в котором гармонично смешались выдумка и реальность, является повесть «Заколдованное место». Основой произведения является рассказ дьячка Фомы. Он делится историей о своем деде, который чуть было не нашел клад, но стал игрушкой у потусторонних сил. С одной стороны, непривычно воспринимать рассказ о нечистой силе от человека, прислуживающего в церкви. Но с другой – рассказчик так увлекся собственной историей, что и сам не заметил, как перешел тонкую границу между правдой и выдумкой.

Гоголь в доступной форме преподносит читателю модель мира, в котором реальность взаимодействует с таинственным потусторонним миром. А та тонкая черта, отделяющая эти два разные плоскости, и является тем самым проклятым местом. Пересекая грань, попадая в нейтральную зону между двумя мирами, у героя рассказа, деда, искажается восприятие пространства. Ему кажется, что он попал в незнакомые места. Несмотря на все мистические события, происходящие в «заколдованном месте» дед стремится вернуться туда снова и снова по одной причине – чтобы добыть клад.

Странное и загадочное место становится центральным сюжетом повести. Его описание, а также события, происходящие здесь, определяют динамику развития сюжетной линии произведения. Автор выстраивает повествование так, что все события происходят вокруг этого непонятного места. Все персонажи и окружающий мир располагаются вокруг него, активно взаимодействуя между собой. Таким образом, заколдованное место выходит за рамки обычного участка территории. Оно выполняет функции полноценного персонажа, участвуя в сюжете на равных с рассказчиком и его дедом. Более того, нечистое место всячески подшучивает над кладоискателем.

Отличительная черта произведений Гоголя – это увлекательный сюжет, изложенный простым языком. Мораль повести очевидна – богатство не приходит ниоткуда, его надо заработать тяжким трудом. А чистые и светлые помыслы всегда побеждают нечистую силу, готовую на все, чтобы очередную душу загубить. Также автор акцентирует внимание читателя на том, что заколдованное место сыграло злую шутку не только с дедом, но и с другими людьми - казаками, засеявшими баштан.
0 Olediva
01.03.2019 оставил(а) комментарий:
Повести Н.В. Гоголя окутаны мистикой. Его герои вступают в разговоры с нечистым, пытаются его обмануть. Частенько автор показывает и как сам черт «охотится» за человеком, чтобы «обморочить». Название повести «Заколдованное место» уже указывает на то, что в сюжете будут и фантастические, и реальные события.

Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

О том, что речь пойдет о нечистой силе автор предупреждает уже в начале, когда дьячок предупреждает, что шутить с дьяволом нельзя. Далее рассказчик переходит к описанию реальных событий. Здесь читатель узнает о семье дьячка. У его деда был баштан с грядками огурцов, дынь, арбузов, «цибули» и других овощей. Дед был крепок и его солидный возраст не мешал и хозяйство держать, и гостей встречать. На баштан часто заезжали чумаки. Дед щедро потчевал их, а один раз решил повеселиться. Герой начал плясать, получалось у него славно, но вот не задача, в одном месте он никак не мог «вытанцевать». Сдаваться он не привык, поэтому сделал несколько попыток. Когда же увидел, что ничего не получается, выругался на нечистого и вдруг попал в чертово место. Таким образом, в сюжет вплетается фантастика.

Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.

Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

Заканчивается «Заколдованное место» Н.В. Гоголя «смесью реального и фантастического»: деда появившегося из ниоткуда обливают помоями, в принесенном котле герой обнаруживает мусор, заколдованное место загородили плетнем, а когда пытались там что-то сажать, росло такое, что «и разобрать нельзя».

Реальные и фантастические события в анализированной повести развиваются отдельно, переплетаются только, когда главный герой «заигрывается» с чертом. Такое совмещение двух планов заставляет и читателя поверить в «нечисть», остерегает иметь дело с чертом.
avatar