Сатира Булгакова в произведении «Собачье сердце»


Сатира Булгакова в произведении «Собачье сердце».
Рейтинг: 5.0/2
Просмотров: 113 | Добавил: Biz-ledy (23.02.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
0 V_V
23.02.2019 оставил(а) комментарий:
Если сатирическое творчество Маяковского — это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изобража­лась сама революция, большевики, советский строй. Такая ли­тература, естественно, могла появляться лишь в среде эмигра­ции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется «в стол». Из произведений этого последнего ряда наиболее выдающимся была, пожалуй, повесть Булгакова «Собачье сердце». В пришедших к власти «кожаных куртках» Булгаков видел прежде всего людей в высшей степени некуль­турных, хамов, упоенных своей властью и завоеванными «пра­вами». Именно таким оказывается созданный профессором Преображенским из собаки Шариков. Его наглая самоуверен­ность, торжествующе-победный тон, полное отсутствие не только элементарной культуры, но и хоть какой-то порядочно­сти одновременно смешны своей нелепостью и страшны тем, что этот человек с собачьим сердцем представляет собой реаль­ную силу. В этом — одна из особенностей булгаковской сати­ры: она вызывает не только смех, но и ненависть, возмущение, негодование. Но даже не в Шарикове в конце концов дело, дело в том, как ко двору пришелся он в советском мире, как быстро вписался в него: и площадь законную требует, и не угодившую невесту собирается уволить по сокращению штатов, и донос в органы на профессора и его ассистента сочиняет… История Шарикова разворачивается на фоне многих примет советской действительности, которые с точки зрения нормального куль­турного человека выглядят нелепо, а потому комично, хотя в то же время и зловеще. Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, «пере­одетая мужчиной», и журналы в пользу германского пролета­риата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совер­шенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.

Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова — своего рода «торжествующая свинья», и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных прин­ципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олице­творяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании. Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делега­ции домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уве­ренностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комиче­ский эффект — служит и введение в произведение фантастиче­ского сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.

Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно да­леким от политики человеком, но советская действитель­ность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности — культуру и цивилизацию прежде всего, — рево­люция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом — одна из важнейших функций бул­гаковской сатиры.
0 Oleg74
23.02.2019 оставил(а) комментарий:
В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность 1920-х годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.

Продолжение ниже
0 Oleg74
23.02.2019 оставил(а) комментарий:
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.
avatar