Главная » Вопросы » Школа » Естествознание

Какие направления выделил Зуев. В.Ф в своей программе? Какова последовательность их изучений?
Какие направления выделил Зуев. В.Ф в своей программе? Какова последовательность их изучений?
Категория: Естествознание | Добавил: buzz (28.07.2018)
Просмотров: 40 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Oleg74
28.07.2018 оставил(а) комментарий:
Зуев Василий Федорович (1754-1794) - академик, профессор учительской семенарии, написал первый отечественный учебник по естествознанию.

В 1786 г. Первый русский учебник по естествознанию был напечатан под названием «начертание естественной истории…» в двух книгах. Материал в учебнике был распределен по частям: «Ископаемое царство» (горные породы и минералы), «Прозябаемое царство» (Растения), «Животное царство». В последнюю часть включалось описание человеческого тела.

В учебнике материала располагался в определенной системе, был изложен живым, образным языком, дающим ясное представление внешний вид животного или растения, но и его образ жизни, строение, размножение. Много внимания уделялось использованию описываемых растений и животных.

При характеристике домашних животных давались практически советы по уходу за ними, указывались способы борьбы с болезнями.

Отличительной чертой учебника явилось отсутствие стремления использовать знакомство с природой для религиозного воспитания. В учебнике был представлен большой фактический материал (описано 148 растений и 157 позвоночных животных), отбор объектов для изучения осуществлялся исход из практического значения их для человека.

С учебника В. Ф Зуева начинается методика естествознания. В предисловии к учебнику определялись учебно- воспитательные задачи школьного естествознания, давались методические указания, как преподавать естествознание; там же В.Ф. Зуев отмечал, что естествознание должно давать учащимся знания, необходимые в жизни.

В.Ф. Зуев рекомендовал изучение природы осуществлять активно, путем живого собеседования или «рассуждения» учителя с учениками. В процессе собеседования чтение учебника должно чередоваться с живой речью учащихся и учителя: «В народном училище преподающий по сей книге учитель заставляет, во-первых, того либо другого ученика читать по параграфно; прочитав один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как они прочитанное или толкованное понимают».

Для достижения сознательного усвоения рекомендуется обучения вести на основе наглядности и предметности. Признавая ведущую роль учителя при обучении естественной истории, В.Ф Зуев большое значение придавал и самостоятельным работам учащихся. Он предлагал учителям предоставлять возможность учащимся самим определять изучаемые предметы природы, находить местообитание изучаемых растений и животных по географическим картам, описывать своими словами предметы. В.Ф Зуев был сторонником изучения натуральных предметов природы и лишь в тех случаях, когда их невозможно предоставить, использовал таблицы и картины. Ф.В. Зуев рекомендовал составлять коллекции, гербарии и сам составил первый в России атлас стенных таблиц, широко применявшихся сорока лет.

В связи с требованиями наглядно и предметного преподавания уделялось большое внимание оборудованию занятий учебными пособиями. По «Уставу» в главных народных училищах предлагалось иметь набор натуральных средств наглядности из всех трех царств природы, особенно тех, которые находятся в местности данного училища. Таким образом, уже тогда высказывалось требование организаций при училищах кабинета естествознания, а также указывалось на необходимость в первую очередь изучать местную природу.

В.Ф. Зуев призывал учителей не ограничиваться рамками учебников, а изучая окружающею природу, совершать с учащимися изучение природы соседних со школой областей. В этом отразилось стремление как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Все это дает возможность признать, что во второй половине 18 века зародилась русская методика преподавания естествознания, основоположником которая являлся В.Ф Зуев. Решая практические вопросы преподавания, В.Ф Зуев поднял такие важнейшие теоретические проблемы методику, как науку и учебный предмет, последовательность и система содержания школьного предмета, доступность его изложения, активное, сознательное и прочное усвоение знаний, связь школьного естествознания с практической деятельностью людей. Данный период в развитии методики естествознания получил название практического.
avatar