Как происходило хозяйственное освоение славянами Русской равнины?


Как происходило хозяйственное освоение славянами Русской равнины? Проследите по карте, как проходили торговые пути «из варяг в греки» и от Балтийского и Белого морей к Каспийскому морю. Какие товары перевозили по этим путям?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 30 | Добавил: (02.07.2020) (Изменено: 02.07.2020)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

02.07.2020 оставил(а) комментарий:
Первоначально восточно-славянское население расселилось в зоне смешанных лесов и частично по лесостепи Русской равнины. Преобладающим видом хозяйственной деятельности было пашенное земледелие с переложной и залежной системой землепользования в лесостепной зоне и огневое подсечное земледелие в зоне смешанных лесов. При переложной системе распаханные участки для восстановления плодородия забрасывали на 8-15 лет. При огневом подсечном земледелии выбранный участок леса вырубался. На удобренных золой почвах земледелием занимались 2-3 года, а потом участок забрасывался и зарастал лесом. В первую очередь осваивались речные долины, ополья внутри лесных массивов и приозерные земли. С земледелием было тесно связано животноводство. Большую роль в жизни восточных славян занимала охота, рыболовство и бортничество.

Важную роль в жизни славян играли реки основные транспортные пути того времени. В IX в. возник, а в X в. — начале XI в. наибольший расцвет получил торговый путь «из варяг в греки» — от побережья Балтийского до берегов Черного морей. Он проходил по рекам Нева, Волхов, Ловать, Западная Двина и Днепр. Путь «из варяг в греки» стал транспортной осью первого крупного восточнославянского государства — Киевской Руси, возникшего в IX в. при княжеской династии Рюриковичей. Важное значение имел и Волжский путь на Каспий, проходивший от Балтики через Неву и Волхов, Ладожское озеро и в Ильмень, через Ловать волоком в Волгу. Значение Волжского пути для восточных славян возросло в X в. в связи с разгромом киевским князем Святославом Хазарского каганата, который после этого исчезает с политической сцены.

На транспортных водных путях возникли первые, самые древние русские города. Из них на территории современной России — Новгород, Смоленск, Ростов, Муром и Белозерск — восходят еще к IX в. Число городов на Руси быстро растет по мере развития торгово — ремесленной деятельности и колонизации новых территорий.

Торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы» были основными поставщиками в Европу через Русь товаров с Востока, потому что торговые пути соединяли север с югом, а также Азию с Европой, поэтому товары, которые по нему возили, были очень разнообразны. Так, с юга везли изысканные ткани, ювелирные украшения, фрукты, стеклянные и металлические изделия. Северные народы и жители Восточной Европы предлагали пушнину, металлы и оружие, моржовые кости и шкуры, янтарь и украшения из него, меха, зерно, керамику, скот, мед, лен, а также поставляли оружие.
avatar