Как происходило заселение и хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв.?


Как происходило заселение и хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв.? Где располагались крупнейшие центры соледобычи и солеварения, металлургии, горнодобывающей и текстильной промышленности, районы сельскохозяйственного производства, транспортные пути?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 34 | Добавил: (13.05.2020) (Изменено: 13.05.2020)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

13.05.2020 оставил(а) комментарий:
В результате многочисленных войн в XVII–XIX вв. государственная территория России значительно расширилась в западном и южном направлении. Россия получила широкий выход к Балтийскому и Чёрному морям, была присоединена территория Средней Азии. На востоке страны проходил процесс закрепления территорий, установления новых границ с Китаем и Японией. Площадь территории Российской империи в конце XIX в. составила свыше 22 млн. км2.

Одновременно с заселением проходило и хозяйственное освоение территории, особенно в европейской части страны. Во второй половине XIX в. полностью сформировались старопромышленные районы (Центральный, Северо — Западный, Уральский, Южный), началось формирование промышленности в Сибири. После присоединения южных степных и лесостепных земель оформились две основные сельскохозяйственные зоны: потребляющая (на севере) и производящая (на юге), сложилась чёткая специализация главных сельскохозяйственных районов.

В 17 в. были обнаружены более богатые рассолы и организована добыча соли — «пермянки» в Новом Усолье (с 1606 г.), на р. Ленве (1610 г.), в районене Дедюхина (с 1662 г.). В конце 17 в. в районе Соли Камской действовали 233 варницы. В 18 — первой половине 19 в. условия развития солеварения в крае значительно ухудшились. Особенно тяжело на состоянии отрасли сказалась конкуренция со стороны дешевой самосадочной соли, добываемой с Астраханских оз. Эльтон и Баскунчак.

К середине XVIII в. главным металлургическим районом стал средний Урал, где производилось 2/3 российского чугуна и вся российская медь. Рядом с рудными месторождениями возникли новые города (Нижний Тагил, Екатеринбург).

В конце XVII — начале XVIII в. началось большое дорожное строительство, главным центром которого уже тогда была Москва. Но значение водных транспортных путей не уменьшилось. В XVIII в. Волга оставалась главной транспортной артерией страны. Многие сухопутные дороги дублировали речные пути.

До начала железнодорожного строительства ведущая роль принадлежала гужевым дорогам и рекам. Первые железные дороги в России (Санкт — Петербург — Царское Село, Санкт — Петербург — Москва и Санкт — Петербург — Варшава) связали между собой города. В конце XIX в. железные дороги пересекали почти все районы европейской части России. Особое значение для освоения территорий Сибири и Дальнего Востока имела Транссибирская магистраль, сооружённая в 1891–1916 гг.

В XIX в. в Москве, Санкт — Петербурге и других больших городах стала развиваться обрабатывающая промышленность (машиностроение, металлообработка, текстильная, пищевая).
avatar