Сравните механизмы ценообразования в условиях чистой монополии и олигополии. Каким образом в этом случае решается проблема максимизации цен и контроля над их уровнем?


Сравните механизмы ценообразования в условиях чистой монополии и олигополии. Каким образом в этом случае решается проблема максимизации цен и контроля над их уровнем?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 126 | Добавил: (21.02.2020) (Изменено: 21.02.2020)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

21.02.2020 оставил(а) комментарий:
В отличие от действий фирмы в условиях свободной конкуренции фирма — монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, она сама их устанавливает. Монополисту не нужно ориентироваться на политику других фирм. Поэтому кривая спроса на его продукцию относительно стабильна, а цены на товары ограничены лишь покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием рыночной конъюнктуры. Например, если фирма, монополизирующая рынок упаковочных материалов, установит на них неприемлемо высокую цену, то потребители могут перейти на другие материалы, хотя они и не являются абсолютными заменителями упаковочных материалов. Одна и та же фирма на одном рынке может быть монополистом, а на другом иметь значительное число конкурентов. Таким образом, чтобы утверждать, что та или иная фирма является монополистом, необходимо определить, какую часть рынка конкретной продукции она контролирует.

Максимизация прибыли не является для монополиста жизненной необходимостью, так как он не испытывает давления конкурентов, в то же время увеличению прибыли могут препятствовать правительственные ограничения. Поэтому у монополиста появляются цели, не связанные напрямую с максимизацией прибыли. Это может быть установление большего контроля над рынком, расширение сферы влияния, стабилизация, насколько это возможно, рыночной конъюнктуры, достижение политической власти, субсидирование благотворительных организаций и т.п.

В условиях олигополии, где действуют, фирмы четвертной разновидности рыночных структур имеют возможность исполь-зовать большую свободу установления цен, чем при совершенной конкуренции, но меньшую, чем при монополизации рынка. Эти ограничения отражаются и в стратегиях ценообразования. Одной из возможных стратегий является политика «лидерства в ценах», когда все фирмы при установлении цен следуют примеру одной или нескольких компаний. Если товары абсолютно взаимозаменяемы, то на рынке складывается единый уровень цен. Если же товары чем — то отличаются, возможны некоторые различия в ценах при их примерном соответствии. Так, на автомобильном рынке цены на модели одинакового класса очень близки друг другу. Однако полное их равенство наблюдается в исключительных случаях. Ценовое лидерство может быть относительным и абсолютным. Первое возникает в том случае, если одна из компаний, не обладающая никакими особенными достоинствами, проводит более агрессивную или просто более мобильную ценовую политику. Абсолютное лидерство в ценах возможно лишь тогда, когда у фирмы есть преимущества перед конкурентами (например, в области затрат и объема производства). Такая фирма может вести себя на рынке практически как монополист (одной из модификаций этой стратегии является ценообразование «по кривой освоения»).
avatar