Почему в сумерках стираются цветовые различия?


«Художник Алымов», 1896 год
Владимир Галактионович Короленко


«…На мачтах зажглись огни, так как день, видимо, угасал. По временам на длинных прямых плёсах нам ещё видно было солнце, висевшее в пылающем багровом облаке, насыщенном огнём и золотом. Но сзади нас догоняли холодные сумерки, быстро поглощавшие все краски угасающего дня; сумерки же выползали на реку из-за каждого уступа, из каждого ущелья, ютились в молчаливых расщелинах и долинах, спускались неуловимой для глаза сеткой сверху.
Река в этом месте удивительно молчалива и пустынна… Кой-где клок тумана над болотом, кой-где дымок деревеньки, или новая труба затерявшегося в Жигулях алебастрового завода, кой-где рыбацкая лодка и костёр на песке… И опять безлюдие, тишь, мерное колыхание реки, чуткое эхо, смена синих и зелёных теней, и какие-то неясные, неуловимые, но манящие и беспокоящие воспоминания, реющие в сумерках над великою рекою, колыбелью нашего русского романтизма… Вскоре угасли и пылающее облако, и Волга. На закате недолго тлели ещё несколько узких облачков, но и они быстро остывали и меркли. Река похолодела, потемнела, черта берега исчезла и потерялась между тёмными силуэтами Жигулей и повторившим их в задумчивой реке колеблющимся отражением. Казалось, вершины опрокинутых гор тихо дремлют внизу, а между ними узкой полоской светится там, в глубине, другое, далёкое, угасающее небо… Только порой колыхание и трепет, пробегавшие по заснувшей поверхности, взламывали этот мираж, отделяя неподвижную действительность от хрупкой иллюзии… И всё это тихо выступало из сумрака, надвигалось, проплывало мимо и поглощалось мглой назади.
Было что-то почти томительное в этой немой, чарующей красоте, заснувшей или мёртвой. Какие-то бесформенные образы вставали, теснились, дразнили чуткое воображение и проносились, не давая ни разгадки, ни удовлетворения… Волга, Волга!..»


Почему в сумерках стираются цветовые различия?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 80 | Добавил: (24.06.2021) (Изменено: 24.06.2021)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

24.06.2021 оставил(а) комментарий:
Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее тёмно-серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зелёные листья.

«Сквозь опущенные шторы, – читаем мы у Чехова («Письмо»), – сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета».
Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность – слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого-либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определённой степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения».

Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестаёт различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми.
avatar