Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?


Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 93 | Добавил: (19.03.2022) (Изменено: 19.03.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

19.03.2022 оставил(а) комментарий:
Конечно, в мировоззрении русского человека в XVII веке появилось много нового. После тяжелых времен Смуты русский человек впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности. Осознание влияния государства на жизнь подданных царя носило не только позитивный характер, но и негативный. С одной стороны, русский человек понял, насколько огромной по территории стала Россия (за счет присоединенных земель Сибири, Левобережной Украины и Дальнего Востока), и для управления такой огромной державы нужна сильная государственная власть. С другой стороны, русские люди, большинство которых по-прежнему работали на земле, поняли, что с усилением крепостного права в России они стали практически рабами, и вся мощь государства, все потребности армии и многочисленного аппарата чиновников ложатся в первую очередь на плечи простого русского человека.

Именно в этот период начал складываться типичный русский парадокс мировоззрения, который определял жизнь русских людей долгие последующие столетия. Где-то далеко находится добрый царь-батюшка, опора и защитник Отечества, труды и заботы которого по управлению огромной державой недоступны для понимания простого русского мужика. А то, что жизнь этого мужика тяжела, а иногда просто невыносима из-за огромных поборов, чрезмерной бюрократии, жестокости помещиков и продажности чиновников, так это все подлые люди на местах виноваты. Вот если бы царь-батюшка знал бы об этом, он бы обязательно разобрался и навел порядок. Но царь настолько занят делами государства, что ему не до тягот простого мужика. Царь – это помазанник Божий, его воля – закон, и если царь ошибается, то в этом виноваты хитрые и корыстные советчики, бояре, вельможи, но никак не царь.

Простой типичный русский человек мало вникал в большую политику и уж тем более не разбирался в ней, вся его жизнь проходила внутри своей небольшой общины, в которой были свои правила и традиции. Все важные вопросы общины по-прежнему решались на общем крестьянском сходе. Община всем миром обрабатывала землю, крестьяне помогали друг другу как могли, сами ставили церкви и выбирали себе священников. Жизнь общины оставалась прежней. Государство участвовало в жизни крестьян лишь законами, ограничивающими их свободу, да постоянно увеличивающимися налогами. А у крестьян была своя жизнь, в которой помощи со стороны государства не было места.
avatar