Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?


Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?
Рейтинг: 5.0/2
Просмотров: 727 | Добавил: (19.03.2022) (Изменено: 19.03.2022)
Всего ответов: 2
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
Аватар
0

19.03.2022 оставил(а) комментарий:
Мы считаем, что можно выбрать патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Иосифа, Никона и Иосафа II.

Патриарх Иов (1589-1605), канонизирован в 1989 году. По инициативе патриарха Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. В период Смутного времени патриарх Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.
Гермоген (1606-1612), канонизирован в 1913 году. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России католичество и искоренить православие. Москвичи под водительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Патриарх Гермоген благословил русских людей на борьбу с врагом. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.
Филарет (1619-1633). Патриарх Филарет играл огромную роль при дворе Михаила Федоровича. Он сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя. Умудренный большим жизненным опытом, Филарет хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ. Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы. Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения. Филарет много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно. В 1620 году по инициативе патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. При патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.
Иосаф I (1634-1641). Патриарх Иосаф продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг. За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.
Иосиф (1642-1652). Строгое исполнение церковных уставов стало характерной особенностью служения патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его инициативе в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При патриархе Иосифе издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется в истории благодаря тому, что именно ему удалось сделать первые шаги к воссоединению Левобережной Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при патриархе Никоне.
Аватар
0

19.03.2022 оставил(а) комментарий:
Никон (1652-1666). Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской церкви. Подобно патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Но особенно ревностно проявил себя патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его заслуга перед Русской церковью. Однако церковные реформы патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской церкви в продолжение нескольких столетий.
Иоасаф II (1667-1672). Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
Питрим (1672-1673). Особо ничем не запомнился, поскольку принял патриарший престол уже в весьма преклонном возрасте и будучи больным.
Иоаким (1674-1690). Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Иоаким отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. В 1678 году патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По инициативе патриарха Иоакима было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию. В области государственного управления патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая Петра I, после смерти царя Феодора Алексеевича.
Адриан (1690-1700). Он призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять церковь от ересей. Не по нраву пришлось ему новшества эпохи Петра I: бритье бороды, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.
avatar