В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?


В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 108 | Добавил: (19.03.2022) (Изменено: 19.03.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

19.03.2022 оставил(а) комментарий:
Причин для проведения церковной реформы XVII веке было много, но не все из них лежали на поверхности.

1. После Смуты вдруг обнаружилось, что церковь, усилив свое положение в государстве, стала терять значимость в народе.
2. Церковь стали волновать вопросы многогласия. В храмах России для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, поскольку службы были очень длинные и выстаивать их целиком было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сражаться. В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего.
3. Различия в традиционных русских и современных греческих обрядах, прежде всего в перстолосложении. Русские крестились двумя пальцами, а греки уже перешли на трехперстное крещение. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд – двуперстие, восьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение по солнцу при совершении обрядов и так далее – в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.
4. Присоединение Левобережной Украины в середине XVII века сделало вопрос обрядового различия настоящей проблемой. На Украине следовали современному тому времени греческому Уставу, который отличался от древнерусского.

Давайте теперь посмотрим на причины церковной реформы, которые не столь явно были выражены в то время и стали понятны позже. Несмотря на то, что Русская православная церковь добилась самостоятельности, в отличии от Византии, которая была образцом не только в религии и церковных обрядах, но и в культуре, науке, образовании, Россия всеми этими качествами не обладала и не могла быть образцом для остального православного мира. Но претензии на ведущие позиции в православном мире в Русском государстве были по-прежнему сильны. Царь Алексей Михайлович, будучи убежденным грекофилом, имел непреодолимое желание привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 году Александрийский патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе. Аналогичные идеи внушал царю и патриарху Никону находившийся в 1653 году в Москве бывший Вселенский патриарх Афанасий III Пателларий. Не удивительно, что стремление провести церковную реформу было как у царя Алексея Михайловича, надеявшегося таким образом увеличить свою значимость в мире, а со временем может быть и занять престол Константинополя, так и у патриарха Никона, который уже практически видел себя Вселенским патриархом или даже православным Папой. Кроме того, в 1640 году царь и патриарх получили донесение об имевшем место на Афоне сожжении религиозных книг московской печати как еретических. Александрийский патриарх Паисий, проведя дознание и не одобрив поступка афонцев, тем не менее высказался, что именно московские книги «грешат в своих чинах и обрядах». Это был своеобразный знак Русской православной церкви и царю о том, что, оставив все как есть, им не добиться должного признания в православном мире.

Таким образом к середине XVII века мы видим стечение ряда обстоятельств. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума), создание теократической вселенско-православной империи с подчинением государства церкви (путь Никона) или вхождение в семью европейских держав (выбор Петра Великого) с неизбежным подчинением церкви государству. А события на Афоне и присоединение Украины сделало проблему выбора еще актуальнее, ибо пришлось думать о единообразии церковного обряда и проведении церковной реформы.
avatar