Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?


Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 83 | Добавил: (18.03.2022) (Изменено: 18.03.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

18.03.2022 оставил(а) комментарий:
Эта дата, как и сам праздник, названный Днем народного единства, вобрала в себя изрядную историческую путаницу. В учебнике «История России. 7 класс» (авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др., под редакцией А.В.Торкунова) сказано следующее: «22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 года в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства».

Это утверждение содержит ряд грубейших исторических ошибок и допущений. 22 октября (по юлианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября (по тому же юлианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Откуда же взялось 4 ноября? Причина в разнице между юлианским и григорианским календарем. по григорианскому календарю. В нашей стране он введен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 января 1918 года. Юлианский и григорианский календарь отличаются количеством високосных годов в столетии. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней. Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики — григорианским. Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы — седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю.

Таким образом, мы видим, что в переводе на григорианский календарь день взятия Китай-города (а не Кремля) 22 октября в 1612 году приходился на 2 ноября (+ 11 дней в XVII веке). День капитуляции Кремля – 26 октября в XVII веке становится 6 ноября. А в XXI веке 22 октября по юлианскому календарю становится 4 ноября (+13 дней).

Вот и получается, что каждый год 4 ноября в XXI столетии, по идее, мы празднуем День Казанской иконы Божьей Матери, который, как мы помним, должен был символизировать вступление князя Пожарского с иконой в руках в Китай-город, а не капитуляцию Кремля, как пишется в учебнике. Потому что, путем несложных вычислений, мы понимаем, что капитуляция Кремля произошла 8 ноября по григорианскому календарю.

Таким образом, праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями. Многие полагают, что неправильно датировать старые церковные праздники в новом стиле, поскольку Православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, тем более нельзя назначать государственный праздник на перенесенный на новый календарь церковный праздник. Какая-то доля правды здесь есть, ведь если в XXII веке церковный праздник будет перенесен еще на один день, День народного единства тоже будут переносить?

Тем не менее, как бы то ни было, нельзя отрицать, что освобождение Москвы от иноземных захватчиков стало символом народного единства, согласия и примирения всех сословий – земских и посадских людей, дворянства, боярства и казачества. Поэтому День согласия и примирения в качестве общенационального праздника имеет право на существование, несмотря на некоторые исторические несоответствия.
avatar