Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII века, часто называют «культурной революцией»?


Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII века, часто называют «культурной революцией»?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 81 | Добавил: (11.03.2022) (Изменено: 11.03.2022)
Всего ответов: 3
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Перемены в России часто называют культурной революцией, потому что произошли колоссальные изменения в культуре - произошло заимствование многих европейских черт, появились новые явления в русской культуре, которые сохраняются до сих пор.
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Главными чертами культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение в Россию традиций западноевропейской культуры. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура. Культура Петровской эпохи носила переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Давайте разберемся прежде всего в терминологии. Революцией называют радикальное, коренное, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии следует отличать и от эволюции (где развитие происходит медленно и естественным путем), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Так можно ли называть происходившие в России в первой четверти XVIII века перемены в части культуры революцией? Давайте разбираться. На протяжении правления Петра I мы видим существенные изменения, касающиеся культуры. Все они были внедрены «указами сверху» и как бы были навязаны обществу. Значит, речь не может идти об эволюционном и самостоятельном развитии культуры. Изменения, действительно, носили кардинальный скачкообразный характер. Они коренным образом изменили образ жизни дворян при Петре I. Но стали ли русские, одев иностранное платье, сами европейцами? Не думаю. Культуру нельзя насадить за пару десятков лет. Кроме того, если смотреть на это в масштабе всей страны, то изменения коснулись и были приняты лишь 2% населения государства.

Также нельзя не отметить, что во время этих преобразований общество России разделилось на два мира. Один – европейский, образованный, регулярно проводящий ассамблеи, наряжающийся в иноземную одежду, курящий табак. А другой мир так и остался традиционно русским, который далек от чудес науки и пышных празднований и для которого «Домострой» по-прежнему остается основным принципом общественной жизни, а следование традициям предков является естественным условием существования. Пётр I любил один мир и презирал другой.

Мы видим, что несмотря на кардинальные изменения в жизни небольшой части россиян, общей европеизации не произошло. Да и не могло произойти в столь короткий период времени. Хотя Пётр I указал россиянам путь к более развитой культуре и избавлению от пережитков старорусского прошлого. Пётр очень много сделал для переноса в Россию необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей. При этом он относился к Западу рационально и даже цинично. Он не идеализировал западную цивилизацию, а деловито отбирал в этой огромной лавке культурных ценностей Запада то, что, как ему казалось, подходит для России. И в дальнейшей исторической перспективе Россия усвоила многие культурные инициативы Петра. При этом распространение новых культурных норм на другие слои населения займет еще очень много времени и будет носить эволюционный характер, при котором и сами культурные нормы приобретут новые черты под влиянием вековой русской культуры.

Так можно ли назвать эти изменения «культурной революцией»? Отчасти да, но лишь отчасти. И в нашей ситуации больше всего подошел бы менее радикальный термин – «культурная реформа».
avatar