Можно ли утверждать, что положение старообрядцев при Петре I улучшилось?


Можно ли утверждать, что положение старообрядцев при Петре I улучшилось? Аргументируйте свою точку зрения.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 68 | Добавил: (11.03.2022) (Изменено: 11.03.2022)
Всего ответов: 3
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Положение старообрядцев при Петре I носило противоречивый характер. С одной стороны, Петр I проявлял к старообрядцам определенную терпимость. Беспоповцам дали самоуправление и право заниматься торгами и промыслами. С другой стороны, было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду. «Духовный регламент» запрещал им занимать выборные и государственные должности. Староверы уклонялись от записи в «раскольнические списки», подкупали священников, чтобы числиться обычными православными, или бежали в леса, в Сибирь и Польшу.
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Положение староверов несколько изменилось. Прекратились открытые гонения, и в истории староверия начался новый период, который обычно характеризуют как период созидания, организации общежительств, хозяйственной, религиозной и культурной жизни. Возникают такие духовные центры старообрядчества, как Стародубье, Ветка, Выг, Керженец, Невельское общежительство и др. Эти духовные центры сыграли неоценимую роль в сохранении традиций древнерусской духовной культуры. Однако все они существовали или на окраинах империи, или вообще за границей.

Вместе с тем, несмотря на определённые послабления, и при Петре I старообрядцам приходилось нелегко. Оставались в силе прежние указы против сторонников старой веры, а в 1714 году были изданы и новые, дополнительные. Хотя формально правительство и признавало существование старообрядцев и даже соглашалось видеть в них граждан, но делало это со значительными ограничениями: им разрешалось открыто жить в городах и селениях, но при этом они облагались двойным налогом (отсюда прозвание староверов в некоторых местностях — «двоеданы»). Так, если последователь новой веры платил за себя в казну 5 рублей, старовер должен был платить 10. Кроме того, с каждого мужчины взимали по 50 рублей в год за ношение бороды. (Современный «цивилизованный» человек может лишь посмеяться над привязанностью русских к бороде, однако ему можно возразить словами французской писательницы мадам де Сталь, посетившей Россию в начале XIX века: «Народ, сумевший отстоять свою бороду, сумеет отстоять и свою голову».) Со староверов взыскивали пошлину и в пользу новообрядческого духовенства. Тем самым поборы с ревнителей древлего благочестия стали важной статьёй доходов и для правительства, и для духовенства. При этом староверы не пользовались никакими правами: им воспрещалось занимать государственную или общественную должность, не признавалось их свидетельство на суде против новообрядцев, при браках с новообрядцами старообрядцев приказывали обращать в новую веру, а за брачное сожительство без венчания — предавать суду, детей же отбирать и крестить в господствующей церкви.

Но этого было мало. Старообрядцев хотели выставить на посмешище, и им было приказано носить особую унизительную одежду (мужчинам — однорядку с лежачим ожерельем и сермяжные зипуны с нашитыми «козырями» красного сукна, а женщинам — шапки с рогами и тоже сермяжный зипун с красным козырем).

Однако, несмотря на такое тяжёлое и унизительное положение, старообрядцы не желали изменять вере своих предков, а популярность старообрядчества в русском народе только увеличивалась. Нужно отметить, что этой популярности способствовали и те серьёзные изменения, которые в XVIII столетии произошли в самой господствующей церкви. Если первоначальную позицию господствующей церкви можно было охарактеризовать как обрядоверие «с обратным знаком», то уже в петровский период появляются такие богословские сочинения высших церковных иерархов, в которых высказывались уже чисто протестантские и католические взгляды и намечался полный пересмотр традиционного православного воззрения на таинство, на единство формы и содержания.
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
Удивительно, что Петр I, будучи последовательным в продвижении новой для России политики веротерпимости ко всем христианским и нехристианским конфессиям, продолжал политику гонения на старообрядцев. Хотя в этом на самом деле нет ничего странного. Вся жизнь Петра была подвержена влиянию детских переживаний и выращенной ненавистью ко всему старому. Хотя Пётр I и стремился прагматично относиться к староверам и использовал их, даже против их воли, для пополнения казны государства, жизнь старообрядцев при Петре I улучшилась только в том, что их не убивали сразу.

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании раскольников, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии уплаты двойных налогов. При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации в качестве старообрядца и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение), как было принято и до Петра I, полагалась смертная казнь. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

До трети русского населения были явными или скрытыми старообрядцами, и их жизнь при Петре I по-прежнему оставалась довольно сложной. Фактически старообрядцы были лишены гражданства. В 1722 году Святейшим Синодом издается закон, согласно которому браки старообрядцев считаются недействительными, детей от таких браков следует насильно крестить в новообрядческих церквях, а родителям под угрозой жестокого наказания запрещено своих детей учить старообрядческим традициям. Кроме того, в судах свидетельства старообрядцев приравнивались к свидетельствам еретиков и не принимались во внимание. Старообрядцев заставляли носить шутовские одежды, им было запрещено занимать любые общественные должности. Они, по сути, стали изгоями в своем родном государстве. И все это только потому, что они думали не так как велит государь и верили не так, как велит верить ставшая полностью государственной церковь.
avatar