С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?


С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 30 | Добавил: (11.03.2022) (Изменено: 11.03.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

11.03.2022 оставил(а) комментарий:
1. После смерти Патриарха Пётр I всячески препятствовал избранию нового. Он назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был сильно ограничен в правах по своей должности и был не особо активен по своим личным качествам. Кроме того, Стефан Яворский поначалу даже поддерживал действия Петра.
2. Затем Пётр I ликвидировал финансовую автономию церкви, учредив Монастырский приказ и передав в его ведение все церковные земли и крестьян.
3. После этого последовали запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию и была проведена перепись монахов. Так Пётр добился регуляции численности монахов.
4. Потом Пётр ограничил административную свободу церкви, установив контроль Сената над назначением архиереев, строительством церквей, определением штата приходов и разрешением инвалидам селиться в монастырях.
5. Затем он поручил одному из своих главных пропагандистов церковной политики Феофану Прокоповичу разработку проекта создания Духовной коллегии.
6. С созданием Духовной коллегии (Святейшего Синода) Пётр окончательно упразднил патриаршество и включил церковь в административный аппарат государства. Обязательным для церкви стало соблюдение регламентов, ведение отчетности и т.п.
7. Когда церковь стала полностью подконтрольной, Петр I стал использовать ее для борьбы с противниками власти. По постановлению Святейшего Синода священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить на собственных прихожан.
8. В любой централизованной и авторитарной системе управления, доверие и верность – понятия слишком эфемерные. Несмотря на то, что все члены Святейшего Синода приносили личную присягу царю, Пётру I этого оказалось недостаточно, и он ввел новую должность обер-прокурора, который должен был от имени царя следить за тем, чтобы Синод не принял никаких не согласованных решений.

Безусловно, формально Петру I удалось поставить церковь на службу государству. Но этом вовсе не означает, что священнослужители по совести приняли церковные реформы Петра. В исторической литературе и работах церковных иерархов преобладает мнение о том, что церковные реформы носили противоестественный и неканонический характер и, по сути, были губительными для православной церкви. А сторонники государственного подхода считают, что у Петра не было другого пути, кроме уничтожения самостоятельности церкви, если он хотел успешно провести модернизацию страны.
avatar