Особенность экономического развития Европы в XVIII веке состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на Западе, в раннебуржуазных государствах Англия, Франция, Голландия, а с другой стороны – на Востоке Европы, в России, где несмотря на господство феодального строя, отмечалось ускоренное развитие крепостной мануфактуры.
Так, например, в начале XVIII века Англия укрепила свое положение наиболее развитой в промышленном отношении страны Европы. Франция сумела сохранить и даже несколько увеличить удельный вес своей промышленности по сравнению с другими европейскими странами. А вот буржуазная Голландия постепенно утрачивала былое значение. Помимо перечисленных стран, в остальных странах Европы сохранялись медленные темпы развития (за исключением Пруссии, Саксонии и Чехии). В Юго-Восточной Европе, входившей в состав Османской империи, а также в Польше отдельные черты подъема были слабо различимы на общем фоне экономического застоя.
Итак, в начале XVIII века европейская экономика, как и экономика России была основана на мануфактурном производстве. Но если в России мануфактурное производство еще только развивалось, то, например, в Великобритании оно уже стояло на пороге промышленной революции, в ходе которой произошел переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин.
В западноевропейских странах, как и в России в начале XVIII века было сильно государственное влияние на экономику. Но если в России государство напрямую участвовало в развитии экономики, то в Европе государство законодательно поддерживало развитие капиталистического рынка, отдавая при этом предпочтение крупным промышленникам и собственникам.
В России развитие рыночных отношений тормозилось крепостной системой. А в развитых странах рыночные законы были чересчур дикими. Несмотря на то, что крестьяне и мелкие ремесленники в Европе были лично свободны, они не могли обеспечить свое благосостояние из-за конкуренции с крупными предпринимателями, способным вкладывать капитал в развитие технологий как в аграрном, так и в секторе производства товаров. Европейское крестьяне постепенно проигрывали крупным аграрным предпринимателям, не находили защиты у государства, теряли свои земли и поневоле шли на рынок труда, чтобы стать бесправными работниками мануфактур.
В целом, экономическое развитие России и европейских стран в начале XVIII века было схожим по темпам промышленного роста. Но опирался этот промышленный рост на разные экономические модели. В России – фактически государственное руководство экономикой и государственный заказ, принуждение к развитию промышленности, использование дармового труда крепостных в качестве рабочей силы. В Европе – законодательная поддержка крупных землевладельцев и промышленников, владеющих капиталом, внутренний рынок с неравными стартовыми условиями конкуренции, косвенное принуждение людей становиться работниками промышленных предприятий.