Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?


Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 50 | Добавил: (08.03.2022) (Изменено: 08.03.2022)
Всего ответов: 2
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
Аватар
0

08.03.2022 оставил(а) комментарий:
Такое могущество церкви помогли приобрести короли, которые даровали земли и сотрудничали с церковью, финансировали строительство храмов.
Аватар
0

08.03.2022 оставил(а) комментарий:
Из текста учебника может сложиться мнение, что церковь стала сильной, потому что папой стал сильный и властный религиозный фанатик Григорий VII. Но это далеко не самые важные причины. Поэтому нам придется немного углубиться в историю и рассказать, что же произошло на самом деле.

Западная церковь была, по сути, спасена императорами франков для того, чтобы она была послушным инструментом управления народом в их руках. Карл Великий полностью подчинил себе церковь, он имел право назначать епископов, а следовательно, назначать тех, кто был бы ему лоялен. После смерти Карла Великого и распада его империи римская церковь потеряла поддержку светских властей и стала игрушкой в руках римской аристократии. Римские богачи по собственному усмотрению ставили своих представителей на папский престол. Эти люди зачастую даже не имели церковного сана. В таких условиях римская церковь утратила обретенное при Карле Великом влияние.

В середине X века папа римский находился в таком же положении, как и во времена распада Римской империи. Однако на развалинах империи Карла Великого зарождалась новая политическая сила – Священная Римская империя. Германский правитель Оттон I, избавив Западную Европу от угрозы венгерских набегов, сильно укрепил собственную власть, подчинив себе многих германских герцогов. Для усиления своего авторитета Оттон I установил особые отношения с церковью. Он освободил папский престол от притязаний римской аристократии. Оттон совершил несколько походов в Италию, разгромил врагов папы римского и принял титул короля Италии. Он даровал церкви многие льготы, но, как и Карл Великий, присвоил себе право утверждать епископов. Церковь перешла из-под власти папы римского под власть короля. В 962 году папа короновал Оттона императорской короной. Оттон I тоже рассматривал церковь как инструмент по управлению людьми.

Однако подчинение церкви светской власти еще больше навредило ее авторитету. Некоторые священнослужители стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Эти реформы на первый взгляд были направлены на повышение авторитета церкви и были поддержаны германскими императорами. Конечно, зачем императорам нужен инструмент, который не способен эффективно управлять умами людей. Реформы предполагали реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах аскетизма, нестяжательства и послушания, священнослужителям запрещалось жениться, запрещалась торговля церковными постами и благодатями. Император Генрих III не увидел в ней ничего страшного для собственной власти. А должен был. Ведь эта реформа выводила из светского и регионального религиозного подчинения монастыри и подчиняла их непосредственно папе римскому. Очень быстро в распоряжении папы римского оказались тысячи монастырей – армия из сотен тысяч монахов. Клюнийская реформа подняла авторитет церкви и стала фундаментом для последующей Григорианской реформы.

Почувствовав силу, папа римский Григорий VII воспротивился назначению императором Генрихом IV архиепископа Миланского. В 1075 году папа запретил императору вручать посты епископам и отстранил нескольких лояльных императору германских епископов. В ответ император собрал высшее германское духовенство и объявил о низложении папы римского. Тогда папа Григорий VII отлучил Генриха IV от церкви и освободил его вассалов от клятвы верности императору. Герцогам и графам нужен был только повод, чтобы поднять восстание против императора. У Генриха не оставалось другого выбора как признать свое поражение и идти на поклон к папе римскому. Три дня он босой и голодный на коленях умолял папу снять с него анафему. Папа дал ему прощение и временно вышел из противоборства. Вернувшись в Германию Генрих разбил оппозицию. Видя, что Генрих IV восстанавливает свою власть, папа Григорий VII признал императором противника Генриха, герцога Швабского Рудольфа новым правителем Германии и снова подверг Генриха IV анафеме. Вскоре Рудольф был убит и у Генриха «освободились руки» для военного похода в Италию. Он разбил войска папы, выдвинул своего папу Климента III (так называемого антипапу), который короновал его в захваченном Риме. Григорий VII призвал на помощь норманнов с юга Италии, и они разорили Рим, что вызвало возмущение населения. Папа был вынужден бежать на юг Италии, где и умер в изгнании. Борьба пап римских с императорами вспыхнула с новой силой лишь после смерти Генриха IV в 1106 году.

Мы видим, что свое могущество папы получили благодаря ошибке германских императоров, в результате церковных реформ и как следствие непомерных амбиций.

Кстати, на Руси тоже был такой же период, когда шла борьба между религиозными группировками нестяжателей и иосифлян. Если бы русский царь поддержал бы нестяжателей, то у нас было бы то же самое, что и в Западной Европе – непомерное усиление церкви и ее борьба за власть с царями. А нет ничего более страшного, чем религиозные войны.
avatar