Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья


Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 75 | Добавил: (20.02.2022) (Изменено: 20.02.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

20.02.2022 оставил(а) комментарий:
Драккар – боевой корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Размеры 10-18 метров в длину, до 5 метров в ширину, приводился в движение 20-30 парами весел или прямоугольным парусом. Драккар мог перевести до 100 воинов. Малая посадка корабля позволяла ему ходить по мелководью.

Византийский дромон – основное судно, входящее в состав византийского флота с VI по XV века. Дромон – открытое беспалубное гребное судно с одним или двумя рядами весел и съемным парусным вооружением. Дромон был дальнейшей эволюцией римских трирем. Обычно на дромонах было две мачты с косыми латинскими парусами. Самые большие дромоны могли взять на борт до 200 человек. Дромоны оснащались таранами, метательными машинами и установками для «греческого огня».

В Арабском халифате существовало более десятка различных видов кораблей, предназначенных для разных целей. Главной ударной силой арабского флота были «гурабы», а основным торговым кораблем была трехпалубная «куркура». Гурабы – это мощные парусно-гребные галеры, имевшие до 180 весел. Длина их достигала до 43 метров. Экипаж состоял из 200-300 человек. Куркуры – огромные и тяжелые трехпалубные корабли с высокими бортами. Такие корабли могли ходить по морю только под парусами при сильном попутном ветре, поэтому у них было мощное парусное вооружение. Именно на кораблях Арабского халифата впервые появились косые паруса.

Когг – одномачтовое парусное судно с высокими бортами, было основным торговым и военным судном ганзейских городов. Они обладали относительно небольшой осадкой, могли управляться малой командой и перевозить до 200 тонн груза. Прямой киль, короткий корпус, высокие зубчатые надстройки на носу и корме были отличительной чертой ганзейских судов. На коггах впервые появляется бушприт (наклонная мачта на носу корабля), который служит для растяжки паруса спереди. Во второй половине XV века появляются трехмачтовые когги. На передних двух мачтах (фок-мачта и грот-мачта) устанавливались прямоугольные паруса, на третьей мачте (бизань) ставили косой парус.

Неф – морское парусное военно-транспортное судно X-XVI веков. Изначально имел одну-две мачты и латинское парусное вооружение (треугольные паруса). Неф имел округлую форму и высокие борта. На носу и корме располагались многоярусные надстройки. Корабль вмещал до 1000 человек, а некоторые особо крупные экземпляры могли принять на борт до 1500 человек. Такие корабли участвовали в сражениях Столетней войны и перевозили крестоносцев во время крестовых походов.

Каравелла – небольшое парусное судно, предназначенное выходов в море и походов вдоль побережья. Первые каравеллы были вообще рыбацкими судами с малым водоизмещением. Потом каравеллы стали использоваться для торговли, в том числе и рабами на западном побережье Африки. Обычно каравеллы имели три мачты, с прямыми и косыми парусами, а наличие бушприта (носовой наклонной мачты, как на картинке) вовсе не характерно для каравелл. Каравелла сильно проигрывала в прочности и надежности каракке. Поэтому именно каракки, с их округлым корпусом и высокими бортами использовались для длительных морских путешествий в эпоху Великих географических открытий (в частности, и в экспедиции Колумба). Лишь после того, как Бартоломеу Диаш на каравеллах совершил поход в Индийский океан в 1488 году, на основании его претензий была изменена конструкция каравелл, увеличена высота бортов и вместительность корпуса, что приблизило каравеллы к караккам того времени.

Сравнивая предложенные типы кораблей, мы видим, как они эволюционировали в эпоху Средневековья:

• небольшие длинные весельные драккары, римские и византийские триремы со съемными мачтами и прямыми парусами были способны двигаться либо по ветру, либо на веслах;
• корабли с косыми (латинскими) парусами, способные под большим углом поворачивать парус для лучшего маневрирования;
• двух, трех и даже четырехмачтовые корабли с объемными корпусами и мощными килями, комбинированным парусным вооружением (прямые и косые паруса), способные плавать не только вдоль берега, но и пересечь океан.
avatar