Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры XV в.?


Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры XV в.?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 15 | Добавил: (14.08.2019) (Изменено: 14.08.2019)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

14.08.2019 оставил(а) комментарий:
В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа. Через эту призму исключительности воспринимались всё новое, приходящее с Запада – католического мира.

Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

Процесс создания единого Российского государства оказал большое влияние на развитие отечественных летописей, которые стали писаться и использоваться в том числе для обоснования исключительности русского православного государства. Кроме того, летописи, как и большинство литературных произведений содержали главную идею – единого русского государства.

Особое положение Москвы как столицы единого государства требовало изменения её облика. Для реализации этой задачи были приглашены итальянские архитекторы, под руководством которых были возведены такие шедевры, как Успенский собор Московского Кремля, стены и башни Кремля, Архангельский собор, Грановитая палата. Все эти произведения искусства должны были свидетельствовать о величии государства.

Живопись так же претерпела влияние политики. Начала формироваться собственная московская школа живописи, которая хотя и основывалась на византийских приемах, но по сути уже ушла от византийских традиций. Яркими представителями новой школы стали Андрей Рублев и Дионисий. Для новой московской школы характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ей были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Образы стали более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения. Произведения Андрея Рублева и Дионисия отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг.
avatar