Главная » Вопросы » Школа » История

Каковы итоги развития общественного движения во второй четверти XIX в.? Охарактеризуйте взгляды его главных представителей.
Каковы итоги развития общественного движения во второй четверти XIX в.? Охарактеризуйте взгляды его главных представителей.
Категория: История | Добавил: netscout (15.11.2018)
Просмотров: 23 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 newsgg
15.11.2018 оставил(а) комментарий:
Идейная жизнь России характерна увлечением философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли – от консервативной до радикальной. Каждый из русских мыслителей исках в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. происходит заметное оживление идейной жизни русского общества.

Западничество – было представлено В.П. Боткиным, М.Н. Катковым, Н.X. Кетчером. Заметное место в этом движении заняла также так называемая «молодая профессура» Московского университета: П.Г. Редкий, Д.Л. Крюков, Н.И. Крылов и другие во главе с Т.Н. Грановским. Именно Грановский являлся духовным лидером западничества.

Западники считали, что России суждено пройти те же этапы развития, которые уже миновали обогнавшие её государства Западной Европы. Движение «в западном направлении» неизбежно должно привести к переменам, пережитым в своё время этими странами, — к замене подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию самодержавного строя в конституционный. Основная задача «образованного меньшинства», к которому относили себя западники, — подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в соответствующем духе на власть. Свои надежды западники возлагали на хорошо продуманные реформы, которые правительство вынуждено будет провести в жизнь при сотрудничестве с представителями общества.

Большинство западников придерживались идей либерализма, т. е. были сторонниками парламентского строя и гражданских свобод (свободы слова, объединений, выбора веры и др.). Однако в их среде были люди, настроенные намного решительнее: А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский.

Герцен с Огарёвым, как и Белинский, прежде всего не склонны были идеализировать Западную Европу. С их точки зрения, буржуазный строй был лишь стадией развития, вехой на пути в гораздо более справедливо устроенное будущее. Россия в своём развитии не только должна была догнать западные страны, но и совершить вместе с ними рывок к принципиально новому строю жизни — социализму. Критикуя конечные цели своих умеренных сотоварищей, Герцен, Огарёв, Белинский скептически относились и к средствам, на которые те рассчитывали. С их точки зрения, революция сразу даст несравнимо больше, чем любые осторожные преобразования.
0 newsgg
15.11.2018 оставил(а) комментарий:
Славянофилы, в круг которых входили почти исключительно представители просвещённого дворянства — А.С. Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, братья Константин и Иван Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, — предлагали свою оригинальную точку зрения на историческое развитие России. Наша страна, по их мнению, долгое время шла совершенно иным путём, нежели Западная Европа. В этом они были вполне согласны с Чаадаевым, но там, где тот видел зло, славянофилы находили благо, и наоборот.

С точки зрения славянофилов, настоящая русская история заканчивалась там, где для западников она начиналась, — при Петре I. Именно он, доказывали славянофилы, ввёл в России, по примеру Германии, крепостное право, разделившее русский народ, до того единый духовно, на господ и рабов. Господам — дворянам — он к тому же привил западные нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их этим от народа. Лишь простой народ сохранил в себе то лучшее, что было в допетровской Руси, — общинные традиции и верность православию. Именно при Петре I государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом.

Славянофилы призывали восстановить допетровские устои общественной и государственной жизни в современной им России. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство народа, а для этого следует отменить крепостное право, непреодолимой преградой отделяющее крестьян от остального населения. Затем, сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением самой широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Петрашевцы — долгое время кружок носил просветительский характер: его члены обсуждали произведения литературы и научные труды. На первом месте здесь были сочинения, в которых так или иначе речь шла о социализме. Петрашевский собрал отличную библиотеку на эту тему. Под его влиянием социализм постепенно стал главной, определяющей темой занятий членов кружка. Петрашевцы много говорили и спорили о сен-симонизме, но особенные их симпатии вызвало учение другого француза — Шарля Фурье. Фурье призывал к созданию особых сообществ — «фаланг», члены которых должны были организовывать всю свою жизнь и деятельность на основе равенства, общности имущества и совместного труда. Члены кружка попытались перейти к более широкому распространению социалистических идей: в 1845 г. они издали «Карманный словарь иностранных слов» — в него были введены слова и понятия, раскрывающие основные идеи социалистических учений.

Часть членов кружка во главе с самим Петрашевским мечтала о мирном переходе к новому строю жизни; другие же во главе со Спешневым говорили о необходимости насильственного переворота. Решительно настроенные петрашевцы готовы были создать тайное общество, хотели готовить крестьянский бунт, поднимать на восстание солдат. Ими был даже приобретён печатный станок для тайной типографии.
avatar