Главная » Вопросы » Школа » История

В чём состояли причины попыток реформ в начале XIX в.? Какие реформы планировались и какие были осуществлены?
В чём состояли причины попыток реформ в начале XIX в.? Какие реформы планировались и какие были осуществлены? Каковы последствия этих реформ? Почему они оказались незначительными?
Категория: История | Добавил: V_V (15.11.2018)
Просмотров: 26 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 buzz
15.11.2018 оставил(а) комментарий:
Причина реформ – повышение эффективности органов государственного управления и управления страной в целом; рост экономики и образованности населения.

Планировали провести – реформа государственного управления, введение конституции, отмена крепостного права.

1. Преобразование центральных органов управления: вместо коллегий созданы министерства; Сенат стал высшим контрольным органом, блюстителем законности.

2. Крестьянская реформа: 1803г. – указ о вольных хлебопашцах; запрет на раздачу государственных крестьян; запрет на торговлю крестьянами; разрешение на покупку земли в частную собственность не помещиками.

3. Создание системы народного просвещения: В 1803 г. вся страна была поделена на 6 учебных округов с университетами в центральных городах. На ряду с уже существовавшими Московским, Виленским и Дерптским университетами появились новые: Харьковский и Казанский; В Петербурге открылся Педагогический институт, позже преобразованный в университет. В 1804 г. университеты согласно новому уставу получили довольно широкую автономию: хозяйственными и учебными делами ведал совет, состоявший из профессоров; профессор сам выбирал свое начальство. Был открыт путь к образованию детей разных сословий. Приходские училища для крестьянских детей (учили читать, писать, считать, преподавали Закон Божий); уездные училища для детей мещан уездных городов (арифметика, грамматика, основы истории, географии, физики); гимназии для дворянских детей, где предметы изучались более полно и основательно. Из гимназий открывался путь в университет. Между степенями образования сохранялась определенная преемственность. Однако большая часть финансирования уходила на содержание университетов и гимназий.

Правда, система народного просвещения, созданная в 1804 г. Александром I, дала народным низам не слишком много: приходские школы для крестьянских детей так, по сути, и не появились, да и уездных училищ было открыто явно недостаточно. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей империи, в 1856 г. — на 143. Лишь в ходе реформы государственных крестьян П.Д. Киселёва появилась первая достаточно массовая сеть учебных заведений — около 2 тыс. сельских училищ.

Зато в 1804 г. Россия получила неплохие гимназии и отличные университеты. Глубокие знания давали привилегированные средние учебные заведения — лицеи, например Царскосельский. Хотя в университетах, лицеях и гимназиях получали образование по преимуществу дворяне, обучение в них стало несравнимо более серьёзным, чем в XVIII в.

Значительный шаг был сделан в техническом образовании. Начали работать Лесной, Межевой и Технологический институты, Техническое училище, Институт инженеров путей сообщения и Институт гражданских инженеров, военные академии (Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская). С 1830-х гг. при гимназиях создавались реальные классы для изучения технических предметов, школы при фабриках и т. д. Всё это было напрямую связано с потребностями экономики и военными нуждами.

Реформы были незначительными, потому что Александра I поддерживала незначительная часть дворянства. Основная массы была против каких-либо изменений в государстве, считая их вредными для страны.
avatar