Главная » Вопросы » Школа » История

Перечислите изменения, произошедшие в системе просвещения во второй половине XIX в. Каких успехов в деле просвещения удалось добиться?
Перечислите изменения, произошедшие в системе просвещения во второй половине XIX в. Каких успехов в деле просвещения удалось добиться?
Категория: История | Добавил: AlaEva (15.11.2018)
Просмотров: 48 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Re-van
15.11.2018 оставил(а) комментарий:
Создание уже не на бумаге, а на деле целой системы начальных школ — церковно-приходских, земских, Министерства народного просвещения — привело к заметному росту грамотных, которые составляли к концу XIX в. около 20% населения. Умели читать и писать 39% мужчин старше 9 лет и 17% женщин. Огромное число людей впервые стало приобщаться к книжной культуре, менять свою психологию, взгляды на жизнь. Самое лучшее начальное образование давали трёхгодичные земские школы. Широкое распространение, несмотря на противодействие властей, получили воскресные школы для взрослых. В них учились рабочие, солдаты, другие представители взрослого населения.

Окрепло в этот период и среднее образование. Его давали в гимназиях (мужских и женских) и реальных училищах. К середине 90-х гг. XIX в. в мужских гимназиях училось более 150 тыс. человек, а в женских — 75 тыс. (до 60-х гг. женского среднего образования совсем не было). Выпускники средних учебных заведений непрерывно пополняли состав интеллигенции, игравшей огромную роль в развитии русской культуры.

Мощный рывок вперёд совершило высшее образование. Наряду с университетами (помимо 7 существовавших, были открыты два новых — в Одессе и Томске) всё большее значение приобретали разнообразные технические вузы. Всего число таких высших учебных заведений возросло с 7 в 1861 г. почти до 60 к концу века.

Чрезвычайно важным и новым для России явлением стало высшее женское образование. Стремясь получить такое образование, немалое число девушек отправлялись учиться в университеты Швейцарии (единственной тогда страны, в которой были вузы для женщин), где многие приобщались к революционным идеям. Власти были вынуждены разрешить создание высших учебных заведений для женщин в России. В начале 70-х гг. были открыты Высшие женские курсы в Москве и Петербурге, получившие названия по именам учредивших их профессоров-историков (В.И. Герье в Москве и К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге). Так Россия стала вторым в мире государством, где появилось высшее женское образование.

Активно происходила разработка методов обучения и воспитания. В это внесли свой вклад многие видные деятели культуры (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой), создателем же отечественной педагогической теории считается К. Д. Ушинский. Созданные Ушинским учебные пособия использовались многие десятилетия.
avatar