Главная » Вопросы » Школа » История

Расскажите о развитии системы народного просвещения в первой половине XIX в. Каковы были достижения и недостатки этой системы?
Расскажите о развитии системы народного просвещения в первой половине XIX в. Каковы были достижения и недостатки этой системы?
Категория: История | Добавил: damian (11.11.2018)
Просмотров: 77 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 shurik
11.11.2018 оставил(а) комментарий:
В 1803-1804 гг. Александр I издал указ, заложивший основы единой системы народного просвещения в России. Вся страна была поделена на 6 учебных округов с университетами в центральных городах. На ряду с уже существовавшими Московским, Виленским и Дерптским университетами появились новые: Харьковский и Казанский; В Петербурге открылся Педагогический институт, позже преобразованный в университет. В 1804 г. университеты согласно новому уставу получили довольно широкую автономию: хозяйственными и учебными делами ведал совет, состоявший из профессоров; профессор сам выбирал свое начальство. Был открыт путь к образованию детей разных сословий. Приходские училища для крестьянских детей (учили читать, писать, считать, преподавали Закон Божий); уездные училища для детей мещан уездных городов (арифметика, грамматика, основы истории, географии, физики); гимназии для дворянских детей, где предметы изучались более полно и основательно. Из гимназий открывался путь в университет. Между степенями образования сохранялась определенная преемственность. Однако большая часть финансирования уходила на содержание университетов и гимназий.

Правда, система народного просвещения, созданная в 1804 г. Александром I, дала народным низам не слишком много: приходские школы для крестьянских детей так, по сути, и не появились, да и уездных училищ было открыто явно недостаточно. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей империи, в 1856 г. — на 143. Лишь в ходе реформы государственных крестьян П.Д. Киселёва появилась первая достаточно массовая сеть учебных заведений — около 2 тыс. сельских училищ.

Зато в 1804 г. Россия получила неплохие гимназии и отличные университеты. Глубокие знания давали привилегированные средние учебные заведения — лицеи, например Царскосельский. Хотя в университетах, лицеях и гимназиях получали образование по преимуществу дворяне, обучение в них стало несравнимо более серьёзным, чем в XVIII в.

Значительный шаг был сделан в техническом образовании. Начали работать Лесной, Межевой и Технологический институты, Техническое училище, Институт инженеров путей сообщения и Институт гражданских инженеров, военные академии (Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская). С 1830-х гг. при гимназиях создавались реальные классы для изучения технических предметов, школы при фабриках и т. д. Всё это было напрямую связано с потребностями экономики и военными нуждами.

В период правления Николая I наступает реакция в области просвещения. В основу образования была положена теория официальной народности. Таким образом, из университетов были изгнаны такие науки как философия, политическая экономика и др. В начальных и средних учебных заведениях особое внимание стали обращать на религиозное и нравственное воспитание. Была нарушена преемственность между ступенями образования.

В 1835 г. был принят университетский устав, согласно которому университеты почти полностью лишились автономии. Ученый совет сохранил право выбора руководства университета и профессоров, однако утверждал их в должности министр просвещения, который мог отклонить предложенную кандидатуру и назначить того, кого считал нужным. Несмотря на это, министр просвещения Уваров добился увеличения отчислений на образование; расширял сеть учебных заведений, прежде всего гимназий. Создавались неплохие учебники.
avatar