Главная » Вопросы » Школа » История

Какие формы общественной жизни были распространены в период правления Николая I? Какие идеи привлекали членов кружков 30-х гг. XIX в.?
Какие формы общественной жизни были распространены в период правления Николая I? Какие идеи привлекали членов кружков 30-х гг. XIX в.?
Категория: История | Добавил: buzz (11.11.2018)
Просмотров: 81 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Oleg74
11.11.2018 оставил(а) комментарий:
Некоторое время после восстания декабристов продолжали появляться новые кружки. Эти кружки были похожи как по составу своих участников (студенты Московского университета или его недавние выпускники, мелкие чиновники), так и своими устремлениями: развернуть широкую революционную пропаганду и в конце концов поднять восстание. На деле деятельность кружков ограничивалась антиправительственными разговорами.

Важную роль начинают играть периодические издания, особенно «толстые» журналы, в которых наряду с публицистикой печатались научные труды и художественные произведения. В условиях жёсткой цензуры приходилось действовать осторожно. Так авторы журналов боролись с устаревшими, по их словам, литературными течениями или освещали новые философские идеи и т. д. Однако при кажущейся отвлечённости журнальных статей они настраивали читателей на то, чтобы те критически воспринимали окружающую действительность, жили сознательно, а не по указке начальства. Нередко это делалось очень талантливо.

Широкое распространение получили салоны. Салоны представляли собой как бы нейтральную территорию, где можно было обменяться мыслями, а не сплетнями, как прежде, сойтись в жарком споре с идейным противником, ощутить себя духовно свободным человеком.

Одним из самых значительных явлений общественной жизни в России 20—30-х гг. XIX в. стали дружеские кружки. В отличие от салонов, кружки объединяли единомышленников: здесь не было случайных людей, что позволяло более откровенно вести разговоры, обсуждая свои заветные мысли. В то же время участники кружков были далеки от революционных устремлений. В них обсуждали не конкретные меры по изменению действительности, а новые идеи и учения. Эти обсуждения выглядели иногда далёкими, оторванными от насущных проблем России. Однако, как показало будущее, они несли в себе огромную преобразующую силу.

Идеи: революционная пропаганда и деятельность; идеи утопического социализма Сен-Симона; идеи немецких философов И. Канта, Ф. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, в особенности диалектика Гегеля, согласно которой все сущее находится в постоянном развитии.
avatar