Главная » Вопросы » Школа » История

Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»
Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи».
Категория: История | Добавил: Forget (04.11.2018)
Просмотров: 52 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Biz-ledy
04.11.2018 оставил(а) комментарий:
«Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.

Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.

Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:

- на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир

- особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица

- цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной

- отсутствие группового (семейного) портрета.
avatar