Главная » Вопросы » Школа » История

Подготовьте сообщение об одном из сподвижников Петра Великого
Подготовьте сообщение об одном из сподвижников Петра Великого. Как преобразования Петра отразились на его судьбе?
Категория: История | Добавил: El_Storm (30.01.2018)
Просмотров: 176 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Šøбłǻзŋ
30.01.2018 оставил(а) комментарий:
Корнелий Крюйс родился в 1655 году в городе Ставангере (Норвегия), был старшим из шести детей портного. Родители его не были богатыми, но и не бедствовали. Однако в 13 лет мальчик потерял отца и вынужден был как-то помогать семье. Её кормильцем он не стал, но избавил от лишнего рта, став в 14 матросом голландского торгового судна (вполне нормальный возраст по тем временам).

О начале морской карьеры будущего русского адмирала мало что извесно. Но к 1680 году, то есть уже к 25 годам он дослужился до капитана торгового, опять же, голландского судна, что говорит о способностях этого человека. В следующем году он женился на дочери другого голландского капитана. У пары за их жизнь было пятеро детей, из который дочь Юханна и сыновья Рудольф и Ян дожили до совершеннолетия.

Капитан Крюйс ходил к берегам и Азии, и Америки, достиг в своём деле высого мастерства. Случалось ему захватывать суда стран, с которыми Голландия воевала (торговцы в то время легко превращались в каперов), но в 1691 году он сам попал в плен к французам, но был освобождён, когда доказал, что он не голландец, а подданный нейтральной Дании (в то время Норвегия была её частью).

В 1696 году Крюйс стал чиновником адмиралтейства. Почему он оставил море неизвестно – 41 год не такой уж преклонный возраст. Тем более служба на берегу оказалась не особенно удачной: пришлось даже открещиваться от обвинений в казнокрадстве и поставке некачественного продовольствия на корабли. А через год нависла угроза увольнения – война за Английское наследство (начавшаяся с попытки Якова II вернуть себе престол) наконец закончилась, и адмиралтейство ждали сокращения.

Тогда и поступило предложение от Петра I: бывалому мореходу царь предложил чин вице-адмирала, жалование в 9 тысяч гульденов (в Голландии вице-адмирал получал 2,4 тысячи гульденов), выкуп за государственный счёт из возможного плена и штат служащих, включая переводчика. Несмотря на такие заманчивые условия Крюйс долго сомневался, так как Московия считалась варварской страной. Но в итоге согласился и стар Корнелием Ивановичем.

В 1698 Крюйс прибыл в Воронеж. Он забраковал уже построенные там корабли и возглавил строительство новых, являясь фактическим руководителем флота при неразбиравшихся в морском деле Франце Лефорте, а потом Фёдоре Алексевиче Головине. В этом качестве он руководил азовским флотом и обороной Архангельска. Позже он снова побывал в Голландии, руководя набором там офицеров и обучением русских юношей.

В 1704 году вице-адмирал принял активное участие в Северной войне, возглавлял и эскадры, и оборону крепостей. Но военное счастье отвернулось от бывшего адмирала торгового флота. В 1713 году эскадра Крюйса погналась за неприятелем, но два корабля из её состава сели на мель, благодаря чему шведы смогли уйти. Крюйс попал под военный суд, в который входил сам цар. Суд вынес смертный приговор, который заменили на ссылку в Казань.

После нескольких лет бездействия Корнелий Иванович был прощён. В 1719 году он стал вице-президентом Адмиралтейств-коллегии. Но окончательно опала закончилась только при Екатерине I. 70-летнему адмиралу вернули все нарграды и ордена, а вскоре назначили членов Верховного тайного совета. Но в 1727 году Крюйс умер от сердечного приступа на пике своей нелёгкой и совсем не прямолинейной карьеры.

В судьбе Корнелия Ивановича вмешательство Петра I сыграло ключевую роль. Почти безработного бывшего чиновника адмиралтейства вряд ли ждало светлое будущее: максимум на что он мог надеяться – возвращение снова на торговый флот. В России же он занял высокую должность, получил большой доход и реализацию своих амбиций. Несмотря на опалу он со временем достиг вершин не только военно-морской службы, но и власти.

Однако Крюйс не остался в долгу. Он был в числе тех иностранных специалистов, которые в действительности стояли у истоков российского флота. Он вложил в начинание Петра I свой огромный опыт, без которого дела не могло бы быть успешным, несмотря на всю энергию царя.
avatar